Агнцы посреди волков, или кому проповедовали апостолы. 
    Апостолы Архипп, Филимон и равноапостольная Апфия были учениками и сподвижниками апостола Павла – в Новый Завет вошло послание апостола к Филимону, где упоминаются и блаженные Архипп и Апфия. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, Апфия была супругой Филимона. Житие их скупо сообщает нам, что Филимон был гражданином именитым и обеспеченным, он устроил в своем доме церковь для христианской общины Колоссов (юго-запад нынешней Турции). А Апфия устроила там же и странноприимницу, и больницу, с усердием совершая дела милосердия. Апостольское и епископское служение Архипп и Филимон совершали, обходя с проповедью окрестные города и селения. Они пострадали за Христа во времена Нерона. Характерной особенностью гонений тех лет было то, что они шли преимущественно «снизу» – инициатива в них принадлежала не столько представителям власти, сколько народу... Если Филимона и Апфию народ забил камнями до смерти, то избитого и израненного Архиппа оставили на потеху… детям! И дети затыкали его ножами до смерти...
  «Святитель Филарет – наш предок. но только никому об этом не говори!» 
    ...– А мне почему-то вспомнилось удивительное предсказание Митрополита Филарета: когда к нему явились муж и жена, священник и его матушка, кстати, по фамилии Симанские. Они приехали с маленькой дочуркой, и он провел с ними трогательную душеполезную беседу. И вдруг в конце беседы святитель снимает с себя свою дорогую панагию и передает девочке, как бы награждая ее за визит. Иподиакон в ужасе: «Ваше Высокопреосвященство, что вы делаете? Это же простая дочка священника…» – «Я знаю, знаю…», – отвечал владыка. И то ли сразу, то ли потом он уже открыл, что эта панагия впоследствии будет на груди будущего Патриарха! Именно Патриарха – а об этом тогда даже подумать было невозможно... Патриархов же тогда не было вообще...
  Александр Пушкин: очевидное – невероятное 
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]
В телепередаче «Очевидное-невероятное» были использованы первые четыре строки, что дало повод правдолюбам во времена перестройки упрекать власти (или телевизионное начальство) в сокрытии от населения «божественной» части. Мол, скрывали от народа самое главное в стихотворении.
Однако и сам Пушкин не спешил познакомить россиян с этой строкой. Как и со всеми прочими. При жизни Пушкина это замечательное стихотворение опубликовано не было. Спрашивается, почему? Ответ невероятный: такого стихотворения Александр Сергеевич не писал...
  Прочитав Летопись Чичагова, Император распорядился, чтобы Синод немедленно рассмотрел вопрос о канонизации Серафима Саровского 
 Владыка Серафим увидел как в кабинет к нему вошел преподобный Серафим Саровский. И сказал: "Я тебя благодарю сердечно за ту летопись, которую ты написал и проси меня за неё о чём хочешь". И подошёл и положил ему на плечо руку. И владыка Серафим ему ответил: "Батюшка мне сейчас так хорошо и радостно, что я могу только об одном просить, чтобы Вы меня никогда не оставляли". И преподобный Серафим в знак одобрения улыбнулся и в этот момент стал невидимым.
...И однажды архимандриту Серафиму действительно удалось добиться аудиенции у самого императора Николая Второго. Именно это и стало отправной точкой для канонизации Серафима Саровского.....
По сути дела императору пришлось настаивать на этой канонизаци. Не от духовенства исходила инициатива, не от Синода, а император вопреки Синоду, вопреки обер прокурору Победоносцеву властно требовал этого...
  Чтобы доставить митрополита Серафима Чичагова в тюрьму, пришлось вызывать скорую помощь 
 30 ноября 37-го года в подмосковный поселок Удельная въехал «черный воронок» и остановился у дома номер 8 по улице Песочной. Пришли за митрополитом Серафимом Чичаговым. Люди в штатском зачитали постановление об аресте – но исполнить его оказалось непросто. Владыке тогда уже шел 82 год, он был очень болен и почти не вставал. Пришлось вызывать машину скорой помощи, которая и доставила лежачего арестанта в Таганскую тюрьму. Ему предъявили обвинение в том, что он проводил «глубоко законспирированную контрреволюционную деятельность»и якобы здесь, в этом дачном домике, принимал других заговорщиков....
Неделю продолжались допросы немощного старца, страдавшего болезнью сердца. Он стойко переносил все издевательства, не признал ни одного пункта обвинения, ни кого не выдал, но все равно получил приговор о расстреле....
  ЦЕНА ОБЪЯТИЙ 
 Объятия Отча отверсти ми потщися,
блудно мое иждих житие,
на богатство неиждиваемое
взираяй щедрот Твоих, Спасе,
ныне обнищавшее мое да не презриши сердце.
Тебе бо, Господи, умилением зову:
согреших на Небо и пред Тобою.
...Трудно ли заблудившемуся сыну собраться в обратный путь? Да ясно, что нелегко...
А отцу, отверзающему свои объятия, легко? Или точнее так – Отцу. Мы знаем, что было с сыном, как он сначала веселился, потом бедствовал, мучился, голодал. А что с Отцом? Тайна это...  Непростой вопрос? .. Но только в каждом храме есть на него ответ –  икона этих объятий... Я про Распятие......
  Как поэтесса из Петербурга была мэром Анапы, боролась с фашизмом в Париже, а затем стала святой 
 «За этот день, за каждый день отвечу, –
За каждую негаданную встречу, –
За мысль и необдуманную речь,
За то, что душу засоряю пылью
И что никак я не расправлю крылья,
Не выпрямлю усталых этих плеч»...
...В 1918 году Анапу захватывали то белые, то красные. Происходящее было трудно понять, ответственность на себя никто не хотел брать, так как любой промах мог стоить жизни. И тогда хрупкая женщина решила возложить на свои плечи управление городом (тогда она уже работала в городской администрации). За то, что она вышла на диалог с красными и нашла к ним подход, дабы не дать разорить город, в 1919 деникинская контрразведка арестовала её за «комиссарство» и сочувствие к советской власти (она просто хотела спокойствия для своего города). За исходом дела следил весь город...
  Преставился ко Господу духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев) 
     Он родился в подполье, куда его мать полезла за картошкой. Она думала картошки набрать, а раз – и родился сынок. И многие годы потом его жизнь шла в подполье: большую часть долгого монашеского жития его гнали и преследовали за веру.
Дома он был нелюбимым ребенком. Умер отец, мать снова вышла замуж, и отчим пасынка люто невзлюбил, называл «попенком» и «монашком». Ведь лет до 10 – до четвертого класса школы – его воспитывала бабушка – монахиня.
А после седьмого класса он уехал из дома и начал жить самостоятельно. Стал студентом Смоленского мединститута, где учился на факультете педиатрии и детских болезней. Там, в институте, он встретил и любовь. Когда девушка узнала, что он ходит в церковь, то чистосердечно донесла на него в ректорат, и случился большой скандал. Его показательно судили перед всем курсом. Как советский студент может поменять белый халат врача на черную рясу?...
  «Помолитесь за моего брата, Тома Круза». 
     Помощь священника еще и в том, чтобы душевнобольным людям — в больнице ли, на приходе — помочь правильно относиться к своей болезни. Помочь понять, что душевное заболевание — это крест, который может раздавить, разрушить, если человек будет к этому относиться не духовно, с ропотом, а может, наоборот, помочь в деле спасения.
Как же душевная болезнь может помочь?
— Душевную болезнь, как и любую другую, надо принять. Это сложно, но возможно во всех случаях без исключения. Когда человек понимает, что болен, когда он безропотно терпит свою немощь, терпит лекарства, которые необходимо принимать, живет духовной жизнью, как может, это ограждает его от грехов, ставит на какие-то рельсы духовной жизни. Это и адаптироваться помогает, потому что стоит шагнуть вправо или влево — и человек теряет равновесие, болезнь ему не дает быть устойчивым в греховном состоянии...
  Преставление преподобного Сергия Радонежского 
     Как корабль, обремененный множеством сокровищ, тихо приближается к доброму пристанищу, так богоносный Сергий приближался к исходу из сей временной жизни. Вид смерти не страшил его, потому что он готовился к ней подвигами всей своей жизни. Ему было уже за 70 лет; непрестанные труды изнурили его старческие силы, но он никогда не опускал ни одной службы Божией и «чем больше состаревался возрастом, тем больше обновлялся усердием», подавая собою юным поучительный пример....
...Прежде всего он учит их пребывать в Православии...  Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера: без веры угодить Богу невозможно. Но вера должна быть православная, основанная на учении апостолов и святых отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения. Далее преподобный завещавает братии хранить единомыслие, блюсти чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, советует удаляться от злых похотей, предписывает умеренность в пище и питии, смирение, страннолюбие...
  Осложненное горе, или чудо святой Людмилы 
     Несчастья Людмилы начались, когда она похоронила мужа. Его убили. Подло. Ножом в подворотне.Подонков так и не нашли. Жизнь для Людмилы закончилась. Словно выключили в комнате свет. А она осталась сидеть в темноте. Для нее перестало существовать время, она просто сидела в оцепенении. Перестала ходить на работу, перестала одеваться. Перестала мыться, чистить зубы. Перестала разговаривать с людьми.
Психологи называют такое состояние осложненным горем – это стадия глубокой депрессии после потери близкого человека; в таком состоянии люди добровольно готовы отправиться на тот свет...
Ни дети, ни подруги не могли вытащить Людмилу на улицу. Она похудела на 20 килограммов, ее квартира  превратилась в логово дикого зверя... И, словно затравленный зверь, на серой от грязи кровати неподвижно смотрит в одну точку женщина, ставшая за год старухой...
...Уже потом Людмила рассказывала, что в это сложно поверить, но, когда она подошла к иконе со всем грузом своего горя, она ощутила теплый свет, исходящий от глаз святой. И в этом свете предметы вдруг начали обретать цвет. А до того дня всё было для Людмилы серым. И поняла она, что ее любимый Виктор просит за него молитв и как она эгоистично, греховно себя вела: думала только о себе.
Из церкви она вышла спустя несколько часов другим человеком. Она снова вернулась в наш живой мир – достойно нести свой крест.
  Несостоявшееся состоявшееся причастие старцем Иоанном Крестьянкиным 
     Когда Иоанн Крестьянкин (в миру — Иван Михайлович Крестьянкин (1910-2006)) был еще молодым священником, было у него такое послушание: он причащал больных и пожилых людей, которые не могли прийти в храм, у них на дому.
Раз он задержался на вечерней службе на литургии и опоздал к одной больной пожилой женщине, которая желала исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.
Не дождавшись его, она отошла ко Господу.
Юный Иоанн, придя и узнав, очень переживал по этому поводу. Переживал, что не успел исповедать и причастить женщину перед отходом в мир иной. Но родственница женщины, жившая с ней, успокоила Иоанна, сказав, что последние дни она ежедневно причащалась и была готова к встрече со Христом. Для Иоанна был новый опыт, вместо исповеди и причастия , он первый раз провел заупокойную литию. Там же, на дому у почившей женщины. Перед началом литии мысленно вознес ко Христу покаянную молитву. О том, что по нерадению своему не успел к ней живой. Покаяние его было глубоким и сильным, совестливым. После заупокойной литии, попрощался он с родственницей почившей и направился домой. Был вечер...
  Коронавирус и сопутствующая вакцинация: как эпидемия разделила людей и выявила отсутствие доверия Церкви у православных христиан 
     ...Господь в священном писании к нам обращается - не бойтесь, не устрашайтесь. Вот этот призыв что мы не должны бояться очень много раз в Библии присутствует. Это очень важно, потому что нам часто приходится переживать какие то негативные, трудные для нас эмоции и состояния. Но почти всегда это человеку что-то даёт. Вот мне приходится потерпеть... Но это терпение меня чему то учит.
...Апостол Пётр пошёл по воде по Слову Божию...  Испугался стал тонуть и Господь взял его за руку - не бойся только веруй.
...И вот в житейском море, где  тоже иногда житейские бури настигают нас - как то буря этой пандемии коронавируса или даже просто стихийное бедствие - надо помнить "Не бойся, только веруй". Иди по жизни, будь достойным, будь для своих близких проводником спокойствия - такого мирного разумного оптимизма, радости...   Остальное  делай что должное и будь что будет. Судит Господь пострадать значит пострадаешь - значит так тебе нужно зачем-то... Сохранит тебя Господь в каких-то трудных обстоятельствах - слава Богу за это! Как Господь даст так и будет. Главное не теряй  внутренней радости, любви к Христу и такого спокойствия и остальных старайся тоже как-то этим поддерживать...  Прослушать беседу на сайте Радио Вера
  Патриарх Алексий II разрешил отпевание Марины Цветаевой из-за сострадания, считает священник-психолог 
     Святейший Патриарх Алексий II проявил общечеловеческое и христианское сострадание к поэтессе Марине Цветаевой, благословив в 1990 году ее отпевание вопреки канонам, такое мнение высказал директор Институт христианской психологии (ИХП) протоиерей Андрей Лоргус.
Комментируя РИА Новости состояние Марины Цветаевой накануне самоубийства 31 августа 1941 года, с момента которого прошло 80 лет, отец Андрей отметил, что речь идет о крайней степени отчаяния. – Понятно, что мы имеем дело с отчаянием, но не с психическим расстройством, она понимала, что она делает. У Цветаевой не было острого психоза, были отчаяние, депрессия. Канонических причин для такого решения у патриарха не было, – сказал священник.
Как считает отец Андрей, благословив в 1990 году отпевание Марины Цветаевой после обращения верующих, патриарх Алексий II проявил человеческое и христианское сострадание, т.к. традиционно самоубийц в Церкви не отпевают. Это можно сделать только в случае, если у совершившего самоубийство имелось тяжелое психическое заболевание, нарушение сознания....
  "Пока ты не начал Богу молиться, ты всем был мил, а теперь ты вдруг оказался в своем доме, как среди вражеского лагеря..." 
     ..."Пока ты не начал Богу молиться, всем ты был мил...Раньше ты и пил, и курил, и понемногу воровал, и ругался, и пролеживал бока в рабочие дни, и творил другие дела, противные Богу и почтенным людям. И все-таки тогда ты был всем своим мил. А когда ты пошел путем правды, Богопочитания и молитвы, тотчас на тебя все набросились, как осы.
Радуйся, брат, радуйся сто раз! Разве ты не видишь, что в вашем доме зазвучала Благая Весть. В том самом доме, где до сих пор рассуждали лишь о налогах и работе, о ворах и сообщниках, начало исполняться пророчество Евангельское. Ваш дом вознесся до небес, превратился в сцену для христианской драмы, перенесясь во времена Апостолов и мучеников. В крохотном пространстве вашего дома вершится история Церкви. Вот пророчества Христа, которые бессчетное число раз уже сбывались на этой планете и которые теперь начинают сбываться в вашем доме: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». «И враги человеку – домашние его»... ...
  Говорите «Я тебя люблю» чаще. История Ольги и Петра Мамоновых 
     «Сижу. Гляжу в окно. Жена идёт по тропинке. Думаю: “Куда это я пошёл?”» — писал Петр Мамонов. Еще он писал, что брак – это подвиг, равный монашеству. Неизвестно, что труднее – идти по жизни одному, или допустить, что по твоей судьбе идут две равноправные дороги. Когда семья – как церковь, в котором двое служат друг другу.
Раздражаешься, злишься – а упрекать все равно не надо, упреки любовь не умножают. Надо стараться видеть в любимом человеке хорошее, цепляться за это хорошее — так и жить. А все эти африканские страсти – они вообще не про любовь. Любовь – действие, а не чувство. Посуду помыть, когда не твоя очередь – вот это любовь.
Петр Мамонов умер 15 июля. Он прожил 70 лет, и почти 43 из них разделил с женой Ольгой. Она стала его лучшим другом, его ангелом, матерью его детей; она делила с ним его радости и неудачи, ошибки и озарения, была рядом, когда он боролся с зависимостью, и однажды просто спасла, увезя их Москвы в глухую деревню. ...
  Святая Ольга и мы 
    Есть святые, о которых мы читаем, и мало что остается в памяти. Есть святые, подвигом которых мы всегда восхищаемся, но он остается для нас высотой недосягаемой. А есть святые, которые как будто всегда подле нас, и их житие многократно входит в нашу собственную жизнь. Святая равноапостольная Ольга – одна из них. 
Всем она удивительна, многим походит на нас. Долго она не знала Христа. Почти всю жизнь прожила язычницей. Люди того времени считали ее «мудрейшей». Кроме этого, она была еще и мужественнейшей и нравственнейшей, но язычницей. Несгибаемая воля, природный ум, целомудренный образ жизни – вот ее краткий портрет.
Несомненно, языческого «рая» – ирия – она была достойна еще до Крещения. Однако, перефразируя известные слова, можно сказать так: что для язычника – рай, для христианина – смерть....
  Хотя бы сдачи не давайте... 
    «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую», — говорит Христос. Как понять и исполнять ее в жизни?
  — Я уверен, что эта заповедь для всех, но вот мера исполнения ее, действительно, может быть разная. В патерике есть история, как к одному старцу пришли путники и спросили: «Что делать, когда бьют по щеке, но у нас не получается исполнять заповедь Христову и подставить вторую щеку?» Старец им ответил, хорошо, просто помолитесь об этих людях и отнеситесь к ним доброжелательно. «Нет, и это у нас не получается», – ответили те. Старец стал предлагать другие варианты по нисходящей, и в конце дошел до: «Хотя бы сдачи не давайте». Они отвечают: «Нет, этого мы тоже не можем». Тогда старец говорит послушнику: «Принеси кашки, эти люди больные, они ничего не могут».
Подставить другую щеку значит — остановить передачу зла, гнева, агрессии на себе, не становясь ее проводником в мир...
Эта заповедь — не всегда буквальное руководство к действию, это образ того, как в целом мы должны реагировать на агрессию, обращенную к нам. Без помощи Божией, это, конечно, невозможно...
  Святитель Лука о духе любоначалия 
    Любоначалие или властолюбие – страсть властвовать, быть первым, быть лучше всех других. И если этого не происходит, то серьезно страдать от этого. Любоначалием заражены почти все люди. И система воспитания, и система социальных ориентиров, взывают к этому духу. Если ты не первый и не начальник, не самый лучший – то все, жизнь прошла стороной, не сложилась.
Но это не христианское понимание. 
  Тяжелые последствия проявления духа любоначалия: войны, склоки, конфликты. Наитяжелейшие - сатанизм, фашизм. Любоначалие проникает во все сферы жизни и встречается даже в монастырях и святых обителях. Христианство не отрицает ни лидерство, ни управление, как необходимых функциональных процессов для дела и жизни. Но если лидерство или управление имеет в корне не функциональную необходимость, а болезненный дух любоначалия, жажду власти, то дух его уже не тот, уже не христианский.
Не надо стремиться быть первым? Не надо стремиться занимать лидирующее положение? Не надо жаждать быть начальником?
Ответ прост и парадоксален: не к этому надо стремиться в христианской, духовной жизни и не этого жаждать. Это не мотив, не цель, а средство, даваемое, если это надо, Богом под Богоугодную цель. Лидерство приходит и дается в той мере, которая от Бога и для дел Божьих....
  Юлочка 
    Девчонка я была боевая, моторная. Пацанка. В куклы никогда не играла. Но зато с детства любила петь, голосок у меня был хороший и ещё… и ещё у меня был самодельный игрушечный театр. Я вообще театр любила. И даже устраивала в своём игрушечном театре разные сцены – для каждой «постановки» свои декорации, костюмы. Что вы… всё серьёзно! Вот это, пожалуй, было единственное моё «девчачье» увлечение, а так всё больше с мальчишками дружила. Сорванец такой, всё правду-матку резала. Ну вот. А потом – война. Мама специалист по бетону была, ну и пропадала сутками на заводе...
Ну, а в феврале сорок третьего года закончилась Сталинградская битва и, знаете, такой подъём был у всех, воодушевление, казалось – победа уже совсем скоро! И вот братья мои двоюродные – Петька и Коля – обоим по пятнадцать лет, решили сбежать на фронт. То есть не то, чтобы на фронт; они решили: раз под Сталинградом наши победили, значит, теперь на фронте вроде как и без них обойдутся, а вот в партизаны податься или в разведчики – это дело другое. Ну, мальчишки, что тут скажешь… И вот они надумали сбежать, а меня решили с собой прихватить в качестве переводчицы. У меня ведь бабушка – этническая немка, и я с детства немецкий знала наравне с русским...
  Крест преподобной Евфросинии Полоцкой 
    По мнению многих экспертов, крест Евфросинии Полоцкой, как и пресловутая Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших произведений искусства, за которыми охотятся известнейшие коллекционеры. История креста Евфросинии Полоцкой началась в теперь уже далеком XII веке. Согласно преданию, однажды к молодой полоцкой монахине Евфросинии (в миру княжне Предславе, внучке полоцкого князя Всеслава Чародея) в келью явился ангел и сказал, что она должна поселиться в Сельце, что на берегу Полоты, неподалеку от Полоцка, и основать там женский монастырь. Евфросиния так и поступила и, при поддержке епископа Илии и влиятельных родственников, учредила в Сельце обитель.
Мастер Лазарь Богша получил от Евфросинии заказ изготовить напрестольный крест для Спасо-Преображенской церкви.
В то время на выполненных изделиях мастер редко указывал свое имя, однако на обратной стороне креста Лазарь Богша, словно понимая, что он создал, сделал следующую надпись: «Г[оспод]и, помози рабу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавъшемоу крьстъ сии црькви стаго Спаса и Офросиньи»...
  Как академик Павлов жил в детстве в монастыре и что это ему дало 
    ...Однажды восьмилетний Ваня Павлов упал с высокого помоста. Последствия ушиба были весьма серьезными: Ваня худел, плохо спал. Братья тогда прозвали его «лутошкой». Так называют засохшую липку с ободранной корой. Вскоре в гости к Павловым приехал Ванин крестный – игумен Троицкого монастыря. Он увидел крестника в удрученном, болезненном и жалком состоянии, пожалел и испросил разрешение его родителей на время забрать к себе в монастырь. Разрешение было получено. Ваня Павлов больше года жил у своего крестного в монастыре. Это были 50 годы 19 века.....
 Самое главное, что Иван Петрович получил за более, чем год жизни в монастыре, – это научился дисциплине ума. А такой дисциплины, как заявит потом академик Павлов в своей статье «Об уме вообще, о русском уме в частности» (журнал «Природа», № 8, 1999 г.) очень не хватает русскому человеку. Кроме того, Ваня овладел при помощи своего крестного и навыками обуздания страстей, порядку в уме и чувствах. ..
«Будь настойчив и терпелив в том, чего хочешь достичь. Не торопись и не бросай». Эту дисциплину достижения результатов академик усвоил на всю жизнь, поделился со своими детьми, сотрудниками, а в завершении жизни и с молодыми людьми, будущими учеными....
  Наука и религия академика Павлова 
    ...Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) посвятил памяти акад. Павлова статью, в которой справедливо указывал: "Как всякий истинный ученый, он, конечно, разделял области естествознания и - веры в Бога. Естественные науки, с их эмпирическим опытом, - одна законная область, научная. А опыт познания высших ценностей духа и нравственных истин - это другая, такая же законная область, религиозная, не могущая противоречить первой... Но бывает, что в эмпирической области исследований у больших ученых открываются глаза и интуиция на мир нравственных, духовных ценностей. И такой выход из эмпирии в область духа и свободы мы видим у Павлова....
 Русская эмиграция сохранила множество свидетельств о противостоянии великого ученого богоборческой политике большевицких властей. По рассказам очевидцев, академик Павлов являлся на советские официальные приемы с полным "иконостасом" царских наград и орденов, а в праздничные дни церковного календаря на дверях лаборатории красовалась записка "Закрыто, по случаю праздника Святой Пасхи". В воспоминаниях Романа Гуля приведен рассказ советского писателя Федина о мятежном академике, "который "единственный во всем Союзе" открыто не признавал советскую власть и не стеснялся об этом говорить с кафедры":
Многие образованнейшие люди своего времени, прославившие Россию научными трудами и открытиями, от Ломоносова до Менделеева, были глубоко верующими. Вот и академик Павлов запомнился ленинградцам не только как ученый с мировым именем, но и как ктитор церкви Входа Господня в Иерусалим (Знаменской)....
  Как маг хотел устроить разгром в православном храме, но все пошло не по плану 
    ...В тот день у меня было очень много энергии. Накануне я совершал ритуалы, готовился к встрече. И был уверен, что должен победить, применив всю свою магическую силу. Я зашел в храм и увидел того, к кому ехал. Удивительно, я не почувствовал в нем никакой энергии. Вообще ничего не почувствовал: передо мной был совершенно обычный человек, одетый в священническое облачение. Мне даже воевать с ним не хотелось. Тогда у меня появилось новое ощущение: меня обманули. Священник точно не может быть сильнее меня. Я был настолько зол, что придумал план — разрушить иконостас....
Когда все разошлись, незаметно пробрался в церковь. Почти вплотную подошел к алтарю и принялся за дело — читал заклинания, применял амулеты и направил всю свою силу на то, чтобы полностью уничтожить иконостас. Первая попытка — ничего. Вторая — снова ничего. А после третьей я потерял сознание. Так и лежал на полу несколько часов. А когда пришел в себя, ясно понял: я проиграл. У приверженцев магизма есть правило: если ты проигрываешь, то должен учиться у тех, кто тебя победил. Такова традиция острова Явы, где я родился. Это неписаный закон..
Честно говоря, еще год я маялся, у меня даже не было постоянного дома. Я жил у друзей и где придётся. Но я проиграл! А значит — должен был учиться у того, кто сильнее меня. Первое, что я сделал, когда наконец полностью осознал свое поражение — навсегда оставил свои ритуалы. А потом начал ходить на богослужения, слушал проповеди, посещал воскресную школу. Моим учителем был тот самый священник....
  Мамврийский дуб 
    На днях Интернет взорвала тревожная весть: знаменитый Мамврийский дуб, что в Хевроне, Израиль, упал. Древний дуб, рядом с которым, по преданию, библейскому Аврааму явилась Троица. Святой дуб, который векам почитали христиане, мусульмане, иудеи. Ссылаясь на пророчества афонских монахов, СМИ наперебой сообщали: падение Мамврийского дуба – один из признаков конца света...
Доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов: Но святые отцы предостерегают: увлечение всяческими пророчествами, предсказаниями, искание чудес – явление чрезвычайно вредное для психики верующего. Наш святой Игнатий Брянчанинов, видя языческий настрой народа, предупреждал: когда люди в упоении самомнением, опрометчиво и самонадеянно стремятся ко всему чудесному, и даже сами становятся участниками в совершении чудес, то это чрезвычайно опасно. «Мы приближаемся постепенно к тому времени, – пишет Брянчанинов, – в которое должно открыться обширное позорище многочисленных ложных чудес». Смысл таких ложных чудес – «увлечь в погибель тех несчастных, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами».
Но, как говорит преподобный Кассиан Римлянин, «чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни»...
  Это было давно. Приехал в Саровский монастырь новый архиерей. 
    Много наслышан был он об угоднике Божием Серафиме, но сам не верил рассказам о чудесах батюшки. А может, и люди зря чего наговорили ему?.. Встретили архиерея монахи со звоном, честь-честью, в храм провели, потом в архиерейские покои. Ну, угостили его, как полагается. На другой день служба. Осмотрел все архиерей и спрашивает: «А где же живет отец Серафим?».…
А батюшка тогда не в монастыре жил, а в пустыни своей. А была зима, снегу-то в саровских лесах — сугробы во какие! С трудом проехал архиерей. Да и то последнюю дорожку и ему пешочком пришлось идти.  Батюшку предупредили, что сам архиерей идет к нему в гости. Угодничек Божий вышел навстречу ...
— Вот, говорят, ты чудеса творишь. — Нет, батюшка, убогий Серафим чудеса творить не может. Чудеса творить лишь один Господь Вседержитель волен. Ну а Ему все возможно, Милостивцу. Он и мир-то весь распрекрасный из ничего сотворил, батюшка. Он и через ворона Илию кормил. Он и нам с тобою, батюшка, вот, гляди, благодать-то какую дал… Архиерей взглянул в угол, куда указывал угодничек, а там большущий куст малины вырос, а на нем полно ягоды спелой....
  55-летие архиерейской хиротонии митрополита Ювеналия 
    ...Я возношу благодарение Господу за то, что все это время Он давал мне силы нести свое служение. Сегодня Святое Евангелие (см.: Лк. 21: 12-19) напоминало нам о том, что Божие обетование непреложно и Бог царствует в этом мире. Я на своем пути испытал и исповедую перед вами, что своими немощными человеческими усилиями, без помощи Божией, без Его водительства, ничего невозможно сделать на земле. И вот сейчас, когда из-за болезни в нашем храме не так много людей, как трогательно, что звучал сегодня детский хор! Это напоминание о том, что Церковь вечно остается юной, и как весной из-под земли восходят ростки, так и новое поколение приходит нам на смену исповедовать веру Христову, чтобы мир знал: Господь пребывает с нами.…
 На заупокойной ектении была вознесена молитва об архипастырях, принявших участие в хиротонии Владыки Ювеналия во епископа Зарайского в 1965 году: митрополите Никодиме (Ротове), митрополите Питириме (Нечаеве), архиепископе Сергии (Ларине), архиепископе Ионафане (Каполовиче) и епископе Борисе (Скворцове)...
  Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо 
    Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о смысле жизни христианина, писал: «Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо» (Творения, т.12, кн. 1, с. 135). Думается, что именно этим наставлением дорогого его сердцу святого отца руководствуется в своем архипастырском делании Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий, подавая ближним и дальним пример самоотверженного и неленостного возделывания нивы церковной.
...Принять вызов времени, идти впереди своих клира и паствы – дело непростое. И, конечно, взирая на хронику служения митрополита Ювеналия -современника пяти Святейших Патриархов, каждый невольно задается вопросом: откуда этот человек, как он сформировался как церковный деятель, как научиться у него крепкой вере, преданности Церкви и ее Преданию, сердечному горению в готовности, оставаясь традиционалистом, воспринимать и осваивать все то новое, что может послужить воцерковлению и духовному возрождению общества?....
  Послание Священного Синода РПЦ епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием 
    Воздавая хвалу Милосердному Богу, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45), Церковь усиленно молится об окончательном избавлении людей от нашедшего в этом году вредоносного поветрия. Священный Синод призывает архиереев, клириков, монашествующих и мирян не ослабевать в этой молитве и просить Всемогущего Господа о даровании Его помощи всем, кто трудится ради преодоления постигшей мир напасти. Священным долгом православных христиан является и молитва о упокоении почивших от коронавирусной инфекции и ее последствий. С особой благодарной любовью будем помнить тех скончавшихся священнослужителей и мирян, особенно врачей, которые, до конца исполняя свой долг, по евангельскому слову положили душу свою за други своя (ср. Ин. 15:13)....
  Александра Дивеевская: как основать хороший монастырь 
    Прекрасная собой женщина со средствами, оставив все ради любви к Богу, приняла постриг, ушла из родного дома в дичь и глушь, чистила хлевы, мыла крестьянских детей, стирала монашеские портянки, строила храмы, молилась и не торопилась. 
...Несколько лет ушло у м. Александры на поиск места для обители на севере России. В 1760 году она оказалась вблизи села Дивеева. Там ей вновь явилась Пресвятая Богородица: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать. Живи здесь и угождай Господу Богу, а Я всегда буду с тобой».
М. Александра пошла в Дивеево и пришла в ужас. В селе стоял страшный шум от работы железных заводов, вечерами множество пьяных и хулиганства, драки, даже разбои. Как же строить монастырь?
...Через 20 лет под ее началом возникла маленькая община женщин, стремящихся к Богу. Их поручили человеку, который в страшном сне не мечтал «руководить» монахинями. Но обещал заботиться о них по послушанию своему духовнику, которого очень любил, и предсмертному обещанию матери-основательнице, которую называл «великой святой». Правда, он тоже не торопился. Перед тем, как воспитывать монахинь, 25 лет пробыл в затворе, воспитывая свою душу. Вышел известным старцем – Серафимом Саровским. В общине м. Александры к тому времени собралось 50 сестер.  ....
  Про митрополита Таллинского Алексия и козу 
     5 декабря, в день кончины, мы вспоминаем Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси (1929–2008), – предстоятеля Русской Церкви в такие непростые годы рубежа XX–XXI веков; молитвенника, человека горячей веры и глубокой духовной культуры. А те, кого Господь сподобил служить под его началом, близко знать, помнят его и как очень внимательного и мудрого человека.
     Замечательно то, что Патриарх Алексий, восходя к непостижимо высокому и столь же непостижимо трудному патриаршему служению, прошел поприще служения приходского священника и епархиального епископа. Мы, священники, которые служили под его началом в Таллинской епархии, видели и чувствовали, что митрополит Алексий знает на собственном опыте, каково служить на большом или малом приходе и какие «подводные камни» встречаются у священника на пути его служения, особенно в самом начале этого пути...
  "Кто научится любить, тот и будет счастлив..." Наставления святого старца Гавриила 
     ...Однажды отец Гавриил переходил со своими духовными учениками мост и ним подошёл нищий и попросил милостыню. Старец его обнял, утешил, приголубил и подал милостыню, а своим духовным чадам на удивление их ответил: " Это не мы помогли другому, а сам Господь оказал милость нам и дал возможность сделать что-то доброе. Это милость и благодать Божья."
      "Через скорби человек научается вере и любви."
      "Бог вернёт тебе во сто крат больше того, что ты затратил, делая добрые дела. Для того и живём на этом свете, чтобы творить добро."
     Старец Гавриил строго запрещал осуждать кого-бы то ни было, говоря:" Если увидишь убийцу, блудницу или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил его повод и не хранит его, а твой повод - держит в Своих руках. Если Бог твой повод тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь человека и погибнуть....
  «Что удаляет от Бога? Беспечность и многопопечительность – два крыла, на которых летит удаляющееся от Бога человечество». 
     ...С 1917 года святитель Иоанн Поммер служил в Тверской епархии, где до него пытались захватить храмы обновленцы. Святитель Иоанн говорит о них так: «Вставили Маркса в переплет Евангелия и думают, что народ примет его вместо Евангелия. Облекли комиссаров в священные облачения и думают, что православные примут их за своих пастырей и пойдут за ними. Подменили в киотах образ Христа портретом Ленина и ждут, что народ станет «прикладываться».
Очень уж не похож Ильич на Христа. Христианство марксизмом не подменить, в какие ризы проповедников марксизма ни облекайте. Здесь — воплощенная любовь, проливающая кровь свою за провинившихся братьев, там — сатанинская злоба, проливающая кровь ни в чем не повинных братьев как воду»....
  «Святитель Филарет – наш предок. но только никому об этом не говори!» 
    ...– А мне почему-то вспомнилось удивительное предсказание Митрополита Филарета: когда к нему явились муж и жена, священник и его матушка, кстати, по фамилии Симанские. Они приехали с маленькой дочуркой, и он провел с ними трогательную душеполезную беседу. И вдруг в конце беседы святитель снимает с себя свою дорогую панагию и передает девочке, как бы награждая ее за визит. Иподиакон в ужасе: «Ваше Высокопреосвященство, что вы делаете? Это же простая дочка священника…» – «Я знаю, знаю…», – отвечал владыка. И то ли сразу, то ли потом он уже открыл, что эта панагия впоследствии будет на груди будущего Патриарха! Именно Патриарха – а об этом тогда даже подумать было невозможно (Патриархов же тогда не было вообще...
  Преподобный Пимен Угрешский: «обычный» святой 
    ...Наверное, приоткрыть для себя тайну святости этого преподобного можно, применив к его жизни его же слова о чтении в храме: «Читай просто и внятно, а голосом не виляй; Слово Божественное имеет свою собственную силу и не требует, чтобы мы старались своим голосом придавать ему выражение…».
Может, вот это удивительное и для нас столь соблазнительное «молчание» его святости является тем самым чудом, которого мы с таким нетерпением ожидаем от подвижника? Может, в этом и есть главный подвиг жизни — «не вилять своим голосом», а дать возможность в нашей жизни совершиться Божиему замыслу, пускай и столь «обычному» с виду, столь неприметному?...
  Простите с любовью обидчика и врага — и двери радости распахнутся для вас 
    ...Следователь, в ответ на отказы Иоанна Крестьянкина давать показания против себя и своих "сообщников", решил организовал очную ставку с доносчиками.
- Сейчас Вы все расскажете – потирая руки заявил он.
В дверях появился священник Храма, в котором служил и сам Иоанн в Москве. Так вот оно что! Иоанн встал, радостно подошел к доносчику, с любовью обнял и расцеловал как родного брата, тепло и искренне. От неожиданности, доносчик растерялся и упал в обморок.
...Иоанн Крестьянкин искренне молился и за своего пытателя, за спасение его заблудшей души, не таил зла, не проклинал и не мстил. Как наставление прихожанам, отец Иоанн Крестьянкин повторял:
«Молитесь за врагов ваших, и вы почувствуете, как легко станет у вас на душе. Простите с любовью обидчика и врага — и двери радости распахнутся для вас»....
  Жить в единении с Богом и ничего не бояться 
    ...Церкви всегда жилось очень трудно, о чем, кстати, нам напоминает Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Он неоднократно в своих проповедях говорит о том, что Церковь не должна искать «зоны комфорта». Нельзя не согласиться с этим: для Церкви самое опасное – зона тепличного комфорта. Таковая была в синодальный период. Мы помним, к чему это привело, когда государство начало опекать Церковь, а по сути – управлять ею. Когда Российская империя рухнула, то пошатнулось и здание Церкви
В результате нынешнего вмешательства в церковную жизнь на Украине основы Церкви также подверглись угрозе демонтажа. Страсти кипели нешуточные. И изнутри, и из-за рубежа, и от своих, и от чужих, и сверху, и снизу на Церковь посыпались удары огромной силы. Но она не поколебалась, хотя очень многие этого ждали. Что же ее спасло?
Конечно же, Сам ее Глава Пастыреначальник Иисус Христос, Великий Архиерей, прошедший небеса (Евр. 4: 14). Блаженнейший Онуфрий напоминает нам, что с Господом можно жить в любых условиях, претерпевать любые катаклизмы, проходить через любые испытания. Церковь должна быть вместе с Богом и людьми, а не с политикой, политиканами, сильными мира сего...
  «Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя 
    Господь на протяжении 50 лет провел Церковь нашу, страну и меня, недостойного, через многие испытания, и одновременно еще и еще раз явил силу Своего присутствия и в человеческой истории, и в жизни Церкви, и в личной жизни каждого. Поэтому, если бы кто-то спросил меня, каков самый главный мировоззренческий вывод из этих 50 лет, я бы сказал: твердое убеждение в присутствии Божием в нашей жизни. Я говорю сейчас без всякого пафоса, говорю от опыта своей жизни. Я обращаюсь к тем, у кого еще возникают какие-то сомнения, и тем, кто еще ставит вопрос, нужно ли посвящать Богу свои силы или нет, отвечаю ответственно: каждый, кто вступает на путь служения Господу, избирает самый лучший путь. А те, кто идет иным путем, должны помнить, что прохождение жизненного пути вместе с Богом превращает этот путь в великое и благое явление Божией милости в жизни человека. Это не означает, что мы избавляемся от скорбей, от болезней, от трудностей, которые приносят непростые межличностные отношения, — все это имеет место. Но присутствие Божие в жизни человека, который верит в Него и отдает служению Ему свои силы, превосходит всякие человеческие хитросплетения...
  Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» 
   Первые известные упоминания о самой иконе относятся уже к 1830-м годам, однако событие, давшее повод к ее написанию, произошло как минимум на столетие раньше и описано уже в книге «Руно Орошенное», составленной святителем Димитрием Ростовским. Некий лихой человек вел грешную жизнь, но был тем не менее благоговейно привязан к Пречистой, ежедневно неопустительно молясь на Ее икону. Однажды, собравшись «идти для греховного дела», он помолился и вдруг узрел, как у Младенца стали кровоточить язвы на руках, ногах и в боку, а глас Пречистой изрек: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете Меня Милосердной, но зачем же оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясенный грешник умолил Пречистую о заступничестве, в знак прощения облобызал язвы Спасителя и с того времени вернулся к честной и благочестивой жизни....
  “Немедленно снять!” - закричал сержант, увидев на солдате крестик   
   — Это мое личное дело, товарищ младший сержант, хочу — ношу, хочу — не ношу, — возразил Иван.
— Не понял. Ты что это, салабон, совсем оборзел? — Он протянул руку, чтобы сорвать крестик.
Иван, отстраняясь от Нечипоренко, наткнулся на проходившего мимо ефрейтора Садыкова. Тот щелкнул его по стриженой голове: — Куда прешь, салага?...
— Прости, земляк, я не хотел, — извинился Иван.
— Ну-ка, влепи ему, сержант, пару нарядов вне очереди, чтобы он «дедов» аж за километр чуял. — Ты представляешь, Ренат, — обрадовался Нечипоренко неожиданной подмоге, — этот салабон обнаглел дальше некуда. Я ему говорю: «Сними крестик», — а он еще возражать мне пытается.
— Что за крестик, покажи, — заинтересовался Ренат.... Ладно, носи, разрешаю.
— Ты что, Ренат, не положено, — всполошился Нечипоренко. — Ты же мусульманин, тебе зачем это надо?...
— Спасибо тебе, Ренат, — сказал повеселевший Иван.
— Меня тебе не за что благодарить, через три месяца я дембельнусь, вот тогда тебе твой крест тяжело будет носить, ох как тяжело...
  ВЕЧНАЯ ПАСХА ДАХАУ   
  29 апреля 1945.: К шуму от артиллерии примешались звуки пулеметных залпов. Свист гранат несется со всех сторон над всем лагерем. Вдруг белые флаги поднимаются над башнями, это — знак надежды, что "SS“ скорее будет сдаваться, чем расстреливать всех заключенных и сопротивляться до последнего человека. И тут, около 6 ч. вечера, слышится непонятный шум, исходящий откуда-то вблизи лагерных ворот, и который очень быстро усиливается… И, наконец, голоса 32.600 узников сливаются в своем ликовании при виде первых американских солдат, появившихся прямо за колючей проволокой лагеря. ..
Некоторое время спустя, когда отключено электрическое напряжение, врата открываются и американские военнослужащие заходят внутрь лагеря. Когда они с широко раскрытыми глазами смотрят на нашу изголодавшуюся толпу, страдающую от тифа и дизентерии, они скорее походят на пятнадцатилетних подростков, чем на испытанных в бою военных....
  50 советов и изречений святителя Феофана   
Враг обычно подбегает и твердит: не спускай, иначе заклюют. Врет он. Лучшее охранение от заклевания — смиренная уступчивость.
О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного. Но мера в месяц однажды или два раза — самая мерная.
С одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить — и все читать. Сто раз прочитай, а там всё равно всё будет недочитанное.
Следует о житейских делах хлопотать, как о Господнем поручении и как пред Господом. Когда так настроитесь, то ни одно дело житейское не отдалит вашей мысли от Бога, а, напротив, приблизит к Нему.
С весёлыми не знакомьтесь, а с богобоязненными.
Есть люди, кои думают, что расширяют круг свободы в неограничении своих желаний, но кои на деле походят на обезьян, самовольно запутывающих себя в сети. Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете и завалите этим восстающие помыслы....
  Две жизни: Необычная судьба известного советского поэта Онегина Гаджикасимова   
   Многие люди старшего поколения прекрасно помнят эти песни, которые во времена их юности звучали буквально отовсюду: «Льет ли теплый дождь, падает ли снег…», «Быть может, ты забыла мой номер телефона…», «Говорят, что некрасиво, некрасиво, некрасиво отбивать девчонок у друзей своих…», «Желтый дождь стучит по крышам, по аллеям и по листьям…».
    Обаятельный статный красавец-жизнелюб, талантливый и энергичный, он слыл «баловнем судьбы». Мог зарифмовать любую фразу, чем приводил в восторг друзей. Знал толк в вине и, как восточный мужчина, прекрасно готовил. Любил женщин, и они не могли устоять перед его обаянием....
   Осилил Библию он за три дня и три ночи, буквально впитав ее в себя, после чего на несколько дней ослеп. Но эта слепота дала ему толчок к внутреннему духовному прозрению...
  Слезы и сокрушение, хождение в церковь, пост – но это не делает нас причастниками Божественной жизни  
 «Мы ныне восприняли в свою душу только семя бессмертия, возрастать же оно может только тогда, когда мы будем умерщвлять свои страсти. Ныне душа наша исполнена света и небесной радости, а завтра, быть может, покроет ее тьма и мрачная скорбь, происходящая от наших пристрастий к миру. Но вот во время этой-то скорби и будем вспоминать о той радости, какую испытали ныне».
  Человек, посрамивший дьявола  
  Проведя некоторое время в пустыне, и стяжав от Бога благодать борьбы со страстями, подвижник объявил демонам открытую войну.  Свое жилище Антоний Великий устроил в древнем захоронении, а спал в гробу. Видя, что вызов брошен, бесы каждый день собирались у гробницы, принимая вид страшных чудовищ и пытаясь вселить в душу монаха смятение и страх. Но тот спокойно говорил им: – Я знаю, вы хотите меня запугать, но я также знаю, что если вам не разрешит Господь, вы меня не тронете, а если разрешит, то усилий одного из вас хватит, чтоб меня умертвить. Поэтому чего вы медлите, нападайте, если на то Божья воля. И бесы, посрамленные мужеством и верой святого, каждый раз отступали. Так продолжалось несколько лет, но однажды демоны физически атаковали его жилище, разрушили каменные своды гробницы и выволокли Антония наружу. Духи превратились в телесно осязаемых чудищ, били монаха, царапали когтями, рвали зубами. А в конце своего нападения подняли Антония высоко в небо и сбросили его наземь…
  ИМЯ НА КРЕСТЕ О священнике Димитрии Орехове († 1942, Вятлаг)  
Сердце болит от созерцания множества провалов в земле: сколько же здесь братских могил заключенных! От этих безымянных могил незримые нити тянутся по всей России – всюду живут потомки узников.
...Орехов Дмитрий Иванович родился в 1881 году в селе Булычёво Скопинского уезда Рязанской губернии, он был предпоследним – шестым – ребенком в семье священника Архангельской церкви (архангела Михаила) села Булычёво Иоанна Петровича Орехова и его супруги Анны Семеновны.
...Народная молва метко окрестила отправку в лесные лагеря «зеленым расстрелом», приравняв ее к смертному приговору. Сан с себя отец Димитрий снимать отказался, и в сопроводительных документах на него следствие позаботилось указать это лагерному начальству. Этап в Вятлаг прибыл под новый год – 26 декабря 1940 года. Он здесь прожил недолго – всего 1 год и 5 месяцев...
  День гибели монахини Марии Скобцовой
... Подвиг жертвенной любви этой православной монахини пробил даже несокрушимую броню официальной советской пропаганды, позволявшей изображать верующих только как антигероев, — в самый апогей застоя, в 1982 году, в СССР вышел фильм «Мать Мария»....
...В другой раз ради спасения двух русских, ставших наркоманами, она бесстрашно вошла в марсельский притон, буквально вытащила их оттуда, посадила на поезд и сама отвезла в семью, где они постепенно стали приходить в себя.
...Арестовали мать Марию в 1943 году вместе с сыном. Сын через год умер в немецком концлагере от голода, а мать, пережив его на год, добровольно обменялась с приговоренной к смерти молодой женщиной курткой с лагерным номером и вместо нее пошла в газовую камеру.
  6 христиан, прошедших через фашистские лагеря
В нацистских лагерях немецкое правительство во главе с Гитлером убило более 11 миллионов человек. ... Немецких солдат награждали часами, снятыми с рук убитых узников концлагерей. Узнав об этом, многие немцы не хотели брать такие награды. В крематориях, где ежедневно сжигались тысячи тел, вырывали золотые зубы. Большая часть населения Германии не знала, что происходит за аккуратными заборами с колючей проволокой....Христиане были среди тех, кто оказался в нацистских лагерях. Причина — категорическое неприятие расовой теории и нацизма как идеологии; участие в движении Сопротивления с мирными миссиями и помощь евреям. 
....О шестерых известных узниках концлагерей, среди которых протестанты, католики и православные — наш рассказ...
 Архимандрит Серафим Тяпочкин: возрождал не храмы, а души
... Находясь в ссылке, батюшка писал родным: «Душа моя скорбит смертельно. Вспоминая Гефсиманский подвиг Иисуса Христа, нахожу утешение и своей скорбящей душе… Скорблю, скорблю тяжело; скорблю о себе, скорблю о детях, сродниках своих, скорблю о пастве своей, скорблю о чадах своих духовных, скорблю о любящих, помнящих обо мне и ожидающих моего возвращения ныне. Но совершилось то, о чем я горячо и усердно молил Господа, “да мимоидет от меня чаша сия”» Но именно в эти тяжкие годы о. Дмитрий чувствовал, что он, как чаша, постепенно, по каплям, наполняется благодатной, данной свыше любовью к Богу и людям....
Ваши сиятельства, их благородия — вместе на Сент-Женевьев-де-Буа
...Счастливая семейная жизнь длилась всего около трех лет. В 1940 году, вскоре после оккупации Франции немцами, Вера Оболенская – авантюрная и легкомысленная особа, как думали многие из ее окружения – вошла в один из подпольных кружков. Там ее стали называть «Вики».
...4 августа 1944 года в 13 часов Вики была гильотинирована в тюрьме Плётцензее.
...Теперь Николаю Оболенскому ничто не мешало исполнить решение, к которому он пришел давно – вскоре после того, как узнал о гибели жены. Л.С.Флам, автор документальной повести «Вики. Княгиня Вера Оболенская», писала: «Размышляя над своей жизнью и беседуя со своим духовником, он пришел к твердому заключению, что Бог ему дважды спас жизнь для того, чтобы посвятить себя служению другим...