В НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
 

...Праматери нашей Еве сказал: «В болезнях будешь родить детей». Диаволу, который, приняв вид змия, соблазнил Адама и Еву и ввел их в грех, сказал: «Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и семенем Тоя; Той в тою будет блюсти — сокрушать главу, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3, 15). Вот первое обещание Божие о Пришествии в мир Спасителя, Который должен был сокрушить диавола и возвратить людям утерянное блаженство Рая. Жена, о Которой упоми¬нает Господь в Своем приговоре диаволу, есть Пречистая Дева Мария; Семя же Ее — Родившийся от Нее Господь Иисус Христос...

СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Слава в вышних Богу, и на земли мир;
в человецех благоволение (Лк. 2, 14)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» — так радостно, так торжественно поет сегодня Святая Церковь, возвещая всему миру радостную весть о Рождестве Господа. Ветхозаветный мир изнывал под бременем грехов, неправд и беззаконий. Мрак заблуждений покрывал грешную землю. Люди томились во тьме неведения.

Была темная, глухая ночь. Не слышно было шума земли, не слышно было голосов людских. Умолкла суета земная. Уснул греховный мир. Спал Иерусалим, спала вся Иерусалимская земля. Весь мир был в объятиях сна. И вот среди этой глубокой ночи разверзаются небеса, разгоняется мрак, озаряется тьма. Ночи как не было. На небе появилась лучезарная таинственная звезда. От звезды на землю спустился весь в белом Ангел. Его увидели убогие вифлеемские пастыри. Они услышали его и в страхе упали на землю. Они не могут отдать себе отчета в происходящем вокруг них. «He бойтесь, — слышится голос Ангела. — Не бойтесь...» (Лк. 2, 10-12). Не успел еще Ангел окончить сии слова, как внезапно в эти святые минуты в убогом вифлеемском вертепе совершилось таинство странное. Здесь были святые странники — праведный старец Иосиф и обручённая ему Пречистая Дева Мария. Они пришли сюда из далекой Галилеи, исполняя волю римского кесаря Августа, который издал указ о всенародной переписи. И для них не оказалось места в Вифлееме. И они безропотно отошли от людских жилищ и нашли себе покой от дорожных трудов за городом, в убогом вертепе, куда пастухи в ненастную погоду загоняли свои стада. Здесь были они одни в невидимом присутствии Самого Бога. Здесь исполнилось время родить Святой Деве. И в полночь Она родила Сына Своего Пер¬венца «и повит Его, и положи Его в яслех» (Лк. 2, 7). Она родила Его безболезненно, без всякой посторонней помощи. Она Сама спеленала Его, никому не попустила прикоснуться нечистыми руками к Рожденному от Нея. Своими ничем не оскверненными руками Она осязала Его, Своими чистейшими устами лобызала Его, Своими девственными сосцами питала Его. Положив Его в ясли, Она поклонилась до земли Рожденному от Нея — Она первая принесла поклонение Ему. Вол и осел — эти бессловесные животные, которые служили в пути праведному Иосифу и Пречистой Деве Марии, теперь были привязаны к яслям и своим дыханием согревали Божественного Младенца и таким образом служили своему Владыке и Творцу. Иосиф же в глубоком безмолвии преклонил свои старческие колена и поклонился до земли и Родившемуся, и Родившей Его. Теперь Он познал, Кто Та Святая Дева, обручником Которой он был, познал Ее нетленный цвет девства, познал, что Она есть Та, о Которой задолго до сего изрек пророк Исайя: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14), что значит: с нами Бог. Познав сие, поклонился со страхом и радостью, благодаря Воплощенного Бога, сподобившего его быть самовидцем и служителем сей тайны.

Так совершилась величайшая тайна Воплощения — рождение во плоти Единородного возлюбленного Сына Божия.

Рассеялся мрак греха. Воссиял свет миру. Солнце Правды озарило землю. Скорбь сменилась радостью. Этой духовной радостью полны и наши сердца в этот радостный и торжественный праздник Рождества Христова. С вифлеемскими пастырями поклонимся Ему, с волхвами принесем в дар свои любящие сердца и с Ангелами воспоем хвалебный, благодарственный гимн: «Слава в вышних Богу, и на земли мир; в человецех благоволение!» Аминь.

В НЕДЕЛЮ О РАССЛАБЛЕННОМ


Божественный Учитель — Господь Иисус Христос — пришел на землю как воплощенная любовь. Эта любовь сияла в Его очах, отражалась на Его Божественном лике, она исходила при всяком Его дыхании. И как бесконечно счастливы были те люди, которые были современниками земной жизни Христа, которые окружали Его и непосредственно из Его пречистых уст слышали слово Его, которое было согрето бесконечной любовью. Они несли к Нему свои скорби, болезни, печали. Они становились перед Ним на колени, обнимали Его пречистые ноги, целовали края одежды. Путь, по которому проходил Христос, дом, в котором Он останавливался, всегда наполнялись тысячами жаждавших слышать Его слово. Его окружали каявшиеся грешники, у ног Его плакали грешницы, Его радушно принимали мытари, к Нему обращались за помощью даже язычники. К Нему шли все труждающиися и обременении... (Мф. 11,28). ...далее...

КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО
 

...Путь следования за Христом — путь Креста и самоотвержения, и другого пути нет. Не радость, не веселие завещал Божественный Учитель Своим ученикам, а. в лице их и вам, но скорби и печали, из которых состоит жизнь. В мире скорбни будете (Ин. 16, 33). Будете ненавидимы всеми. Если бы вы были от мира, мир бы любил вас, но так как вы не от мира, то мир ненавидит вас. Аминь.

ПРИИДИТЕ КО МНЕ ВСИ ТРУЖДАЮЩИИСЯ И ОБРЕМЕНЕННИИ

Bо, имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). Так звал к Себе во время Своей земной жизни Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос. Он звал к Себе труждающихся и обремененных, Он звал к Себе несчастных и обездоленных. Он звал к Себе всех тружеников и страдальцев земли. Его Божественный голос проникал в человеческие души, потрясал умы и влек к Нему сердца людей. Они отзывались на этот голос, шли ко Христу, несли к Нему свое горе, несчастье, скорби, страдания и болезни. Любовь, которая сияла на пречистом лике Христа, горела в Его очах, любовь, которая исходила при всяком дыхании Его, эта Божественная любовь согревала всех приходящих к Нему, проникала в сердце, вносила покой, в душу. И, забывая обо всем, эти люди обретали мир и покой. Приидите ко Мне! Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии... Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. И, 28-29). Так зовет и нас с вами, дорогие братие и сестры, Христос, обещая дать покой душам нашим. Покой души — какое это счастье для человека. Что может быть в жизни нашей дороже этого покоя?! Можно иметь полное жизненное довольство, можно иметь в пользовании все удобства жизни, все блага мира сего, можно считать себя счастливым в семейной и общественной жизни, но если на душе не будет покоя, то, увы, счастье наше будет далеко не совершенным. Можно ли назвать истинным счастьем то, что временно и скоропреходяще? Сегодня мы в славе и почете, а завтра можем быть в презрении и поношении. Сегодня кричим «осанна», а завтра — «распни», сегодня мы в силе и здравии, завтра — в немощах и болезнях, сегодня мы живем, а завтра пелена смерти может затянуть наши глаза и гроб станет нашим последним достоянием здесь, на земле. Так призрачно, так суетно то, что в мирском понимании принято называть счастьем. Не к такому счастью зовет нас Христос. «Савле, Савле, что Мя гониши?» (Деян. 9, 4) — воззвал Христос некогда к гонителю Своему Савлу (впоследствии же великому апостолу Павлу). «Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян. 9, 6) — был вопрос со стороны Савла. И, придя ко Христу, этот жестокий гонитель Христа стал великим апостолом Павлом. И его высокая душа во Христе обрела покой. Ища этого покоя для души, и мы, уже измученные, исстрадавшиеся и усталые на жизненном пути, пойдем ко Христу. Он согреет нас Своей любовью. Он утешит нас. Он простит все вины наши пред Ним, Он забудет все оскорбления, какие так часто мы наносим Ему, Он вернет нам Свое благоволение, и в лоне бесконечной любви мы обрящем покой душам нашим. Аминь.

В ПРАЗДНИК ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Ищите прежде Царствия Божия
и правды Его (Мф. 6, 33)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ищите прежде Царствия Божия и правды Его — такую заповедь дает нам Божественный Учитель, Господь Иисус Христос, как вы слышали в только что прочитанном евангельском чтении. Искание Царства Божия и правды Его должна быть основной целью нашего земного бытия, то есть всей нашей земной жизни. Милосердный Господь сотворил окружающий нас мир, Он сотворил и нас с вами, Он сделал нас участниками мирского блаженства. Он воззвал нас из небытия в бытие, Он дал нам жизнь, которой дорожит каждый из нас. Но для чего мы с вами живем? Для того ли только, чтобы заботиться, что нам есть и что пить, во что одеться? Нет, не для того. Не заботьтесь об этом. Господь говорит нам в сегодняшнем евангельском чтении: «Душа не больше ли пищи и тело одежды? Не заботьтесь и не говорите: что нам есть, или пить, или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Этими словами Господь не запрещает нам трудиться, ибо Он любит и благословляет наши труды, ибо заповедал: в поте лица твоего снеси хлеб твой. Но наши труды, наши заботы о телесных потребностях не должны превышать забот и трудов о спасении наших душ, о искании Царства Божия и правды Его. Если в поте лица мы должны трудиться ради куска насущного хлеба, то не менее нужно приложить трудов для достижения Царства Божия и правды Его.

Многими скорбями нам подобает войти в Царствие Божие. Но как мы должны их переносить? А вот как. В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел говорит: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, от опытности — надежда, а надежда не постыжает...» (Рим. 5, 3-5).

Не страшиться мы должны скорбей, не бояться их, не смущаться ими, но, по слову апостола, хвалиться ими — радоваться. И это не просто слова апостола, которые он сказал от лица прочих апостолов. Нет. Такими святые апостолы были на словах, такими же были и в жизни. Лучшим доказательством сего да послужит для нас жизнь ныне прославляемых Святой Церковью первоверховных апостолов Петра и Павла. Воспроизведем же в своей памяти их земную жизнь и почерпнем для себя урок назидания.

Апостол Петр до призвания к апостольскому служению был простым галилейским рыбаком. Он мирно трудился со своим братом Андреем над ловлей рыб. У берегов Галилейского озера они и услышали Божественный голос, призывающий их: «Идите за Мной» (Ин. 1, 43). И тотчас, все оставив, они пошли за Христом. Если мы проследим евангельскую историю, то увидим, что апостол Петр был свидетелем самых важных евангельских событий.

Бушует море. Вздымаются волны. Ветер из стороны в сторону бросает лодку, в которой плывут ученики и апостолы Христовы. Кажется, их гибель среди волнующегося моря неминуема. Но вот, быть может, уже в последнюю минуту они видят Своего Божественного Учителя, идущего к ним по волнам моря. Страх объял их. Глазам их не верится, что это Он, их Учитель и Господь, идет к ним, чтобы спасти от потопления. И от страха вскричали они.
Но Иисус сказал: «Ободритесь: это Я...». «Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде», — восклицает апостол Петр. «Иди», — слышит он ответ из пречистых уст Спасителя. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав -утопать, закричал: «Господи, спаси меня!» Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 27-31).

Апостол Петр вместе с другими избранными учениками, Иоанном и Иаковом, присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира (Мк. 5, 22; Лк. 8, 41). Он вместе с теми же апостолами был с Господом на Фаворе в минуты Его преславного Преображения...

В продолжение всего Своего земного служения Божественный Учитель подготовлял учеников к встрече Своих грядущих крестных страданий. Незадолго перед Своим Преображением Он вопрошал апостолов, как повествует нам сегодняшнее второе евангельское чтение: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Симон Петр первый ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на Небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 13, 16-18).
Но вот приблизилось и самое время крестных страданий Спасителя. Он совершает последнюю Тайную вечерю с учениками Своими...

Господь подходит к Симону Петру, чтобы омыть ему ноги. Симон .Петр недоумевает, как может Господь омыть его ноги. «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Иисус кротко отвечает: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Нет, Петр не может примириться с тем, чтобы Господь омыл его ноги: «Не умоешь ног моих вовек».

Снова слышится тихий голос Учителя: «…если не умою тебя, не имеешь части со Мною.». Любовь и послушание побеждают Петрово недоумение, и он громко восклицает: «Господи! Не только ноги мои, но и руки, и голову» (Ин. 13, 6-9). В прощальной Своей беседе Христос говорил: «Вот, наступает час и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Ив. 16, 32; Мф. 26, 31). В порыве любви и преданности Петр восклицает: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Я душу мою положу за Тебя» (Мф. 26, 35; Лк. 22, 33; Ин. 13,37).

Так искренно, так чистосердечно, так трогательно уверял апостол Петр в своей всегдашней верности Ему. Но увы! Мы знаем, что случилось с ним, когда Христос, преданный уже в руки человек, как грешник, связанный и поруганный, находился во дворе архиерейском. Тот самый Петр, уверявший Христа в готовности положить за Него душу свою, идти за Ним и в темницу, и на смерть, тот Петр, который в Гефсиманском саду поднял меч, чтобы защищать Христа, здесь, в архиерейском дворе, когда Христос нуждался в любви Петра, трижды позорно отрекся от Него. С третьим отречением Петра запел петух. Тогда, по замечанию святого евангелиста, Господь, обернувшись, взглянул . на Петра. Сколько любви и всепрощения увидел Петр в этом взгляде Своего Учителя! Этот взгляд проник в самые сокровенные тайники души отвергшегося ученика... Никого не замечая, не чувствуя под собой земли, Петр вышел с архиерейского двора и горько заплакал. Сугубым, искренним было раскаяние Петра, и Господь принял его. «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» — таким троекратным вопрошением и ответным: «Ей, Господи! Ты вся веси (все знаешь), Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21, 15-17) — Петр был восстановлен в апостольском достоинстве и после призвания: «Иди за Мной» — пошел и никогда, никогда больше не оставлял Своего Учителя и Господа. И эту преданность Ему, свою любовь и верность апостол Петр засвидетельствовал своей мученической кончиной, будучи распят на кресте, и даже — но собственному желанию — вниз головой, так как считал себя недостойным быть распятым так, как был распят его Божественный Учитель.

Те же преданность, любовь и верность Христу засвидетельствовал апостольскими трудами, всей своей жизнью и мученической кончиной и святой апостол Павел.

Апостол Павел, или — до своего обращения ко Христу - Савл, был жестоким и лютым гонителем христиан. Строгий ревнитель отеческих преданий, фарисей по вероучению', ученик известного учителя Гамалиила и в то же время'- человек высоких душевных качеств, он в порыве душевного ослепления жестоко преследовал христиан. Ему ненавистно было имя Христа; он гнал Его, он ненавидел Его последователей. Нередко он врывался в их дома и тащил их на суд и мучения... Но на пути его в Дамаск случилось с ним то, чего ни он сам, никто из знавших его не мог ожидать. Здесь, в Дамаске, по соизволению Божию он был крещен святым апостолом Аианией. Прозрев телесно и духовно, он из жестокого гонителя Христа сделался Его кротким учеником... Теперь он взял в руки святое Евангелие и понес его в мир, не страшась сильных мира сего, мужественно преодолевая все преграды на пути сем, пренебрегая своим земным благополучием и самой жизнью.
В апостольской проповеди апостол Павел потрудился более всех апостолов, как он сам свидетельствует: «Благодатию Божией есмь, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех потрудихся» (1 Кор. 15, 10).

Словом своей проповеди апостол Павел обращал ко Христу целые народы, устрояя Церкви Божий, насаждая веру. Апостолу Павлу принадлежат четырнадцать апостольских посланий, которые читаются за Божественной литургией.

Нелегка была эта проповедь для апостола Павла. Она сопровождалась многими скорбями. По его собственному признанию, он переносил беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии. «Я гораздо более (других апостолов) был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине.морской» (2 Кор. 11, 26, 23-25). Таким скорбным, узким, тернистым путем великий апостол Павел искал на земле Царства Божия. И еще будучи во плоти, поистине нашел его: «Знаю человека во Христе...» (2 Кор. 12, 2-5).

Великий Павел при всей высоте своего апостольского достоинства не скрывал свои немощи, говоря: «И чтоб я не превозносился...»
В мрачном подземелье римской темницы апостол Павел провел последние дни своей земной жизни... На холодном полу тюрьмы лежал великий труженик Евангелия. За всю свою многотрудную жизнь он не сберег никакого для себя достояния. Плащ и кожаные книги, которые по. его просьбе доставил в темницу его ученик, святой апостол Тимофей, — вот все его достояние. И теперь, проводя долгое время в тюрьме, он плащом прикрывал свое уже больное тело, изможденное и исхудалое, а душу свою питал словесами этой «кожаной книги». «Все меня оставили, — с болью в сердце писал святой апостол Павел ученику своему Тимофею из римской темницы. — Один Лука со мною» (2 Тим. 4, 16, 10). Только святой Лука, составитель Деяний апостольских и одного из Евангелий, делил с апостолом языков, Павлом, его предсмертные дни и часы. Апостол Лука был и живописцем, и врачом. И как врач, может быть, он утолял телесные болезни своего умирающего в темнице друга и учителя. А как друг облегчал его душевные скорби, который, несомненно, тяготили душу великого Павла, ожидающего вынесения ему приговора. Этот приговор святой узник встретил мужественно, со свойственным ему спокойствием.

Еще: до уз своих этот неутомимый проповедник евангельской истины мужественно свидетельствовал: «Я не только хочу быть связанным за Христа, но и хочу умереть за Него» (1 Кор. 9, 15). Теперь желание его исполнилось. Как римский гражданин святой апостол Павел был осужден на усечение мечом. Приведенный на место казни, он мужественно взглянул в глаза своей смерти. В последний раз он склонил свои больные колени, поднял прощальный взор к Небу, излил предсмертную молитву к Богу за себя и за мир и преклонил под меч свою снятую главу. Один удар палача!— и погасла жизнь великого человека, великого учителя, великого проповедника — великого Павла! Окончилась его многотрудная, многоскорбная жизнь, и он спокойно перешел в вечность — в Царство Божие, которого искал здесь, на земле прежде всего.

Такова была жизнь ныне прославляемых Святой Церковью святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь Христова называет их первоверховными за их преимущественные труды в деле распространения веры Христовой. Прошли века с тех пор, как они жили здесь, на земле, но память о них жива. Из глубины этих веков они смотрят на нас и зовут нас следовать за ними, подражать их вере, любви и преданности Господу. «О сильнии! — воззовем к нашим небесным покровителям, святым апостолам Петру и Павлу. — Понесите наши немощи. Мы слабы, мы немощны, мы не способны к тем трудам, какие понесли вы живя на земле, ради Христа и Его Святой Церкви, услышите воздыхания чад ваших, помогите нам в искании Царства Божия, да преодолеем все трудности сего искания и, достигнув желанной цели, вместе с вами будем участниками брака Агнца Божия, Ему же честь и поклонение во веки веков. Аминь».

иеродиакон Софроний (Макрицкий) Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1998

БЕЛГОРОДСКИЙ СТАРЕЦ АРХИМАНДРИТ СЕРАФИМ (ТЯПОЧКИН) ЖИЗНЕОПИСАНИЕ. ВОСПОМИНАНИЯ ДУХОВНЫХ ЧАД. ПРОПОВЕДИ

От издательства
От автора
Жизнеописание старца Серафима
Воспоминания о старце Серафиме духовных чад
О силе креста
Царица Небесная путь указала
Чернокнижник
В утешение верующим
Исцеления, прижизненные чудеса и свидетельства прозорливости
Посмертные явления и чудеса отца Серафима
Проповеди и переписка архимандрита Серафима
Слова и проповеди, посвященные отцу Серафиму
Послесловие

ДОРОГА К ДЕДУШКЕ отец Димитрий (Тяпочкин)

Несколько слов об авторе. Диакон Дмитрий Михайлович Тяпочкин - внук знаменитого на всю Россию пастыря, старца архимандрита Серафима (1894 - 1982). О. Дмитрий живет в Кировограде, служит дьяконом в кафедральном соборе Преображения Господня (Кировоградская епархия Русской Православной Церкви). У отца Дмитрия и матушки Татьяны трое сыновей. Средний из них - игумен того же Преображенского собора, пострижен в монахи с именем Серафим.
(Дмитрий ШЕВАРОВ)

"СЕРАФИМ РАКИТЯНСКИЙ"  Православная газета "Благовест" Евгений Муравлев, г. Курск 28.12.2001

игумен Сергий (Рыбко) "Духовная жизнь начинается с покаяния"

Фото - содержит архив из 53 фотографий, рассказывающих о жизни архимандрита Серафима (Тяпочкина)

Воспоминания духовных чад об архимандрите Серафиме, краткое житие, фотографии, проповеди старца

 

Архимандрит Серафим (Тяпочкин)  (1(14).08.1894-19.04.1982)

Настоятель Свято-Никольского храма протоиерей Николай Германский

КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ АРХИМАНДРИТА СЕРАФИМА РАКИТЯНСКОГО (ТЯПОЧКИНА)

Это поистине человек «не от мира сего». Если припомнить слова Спасителя, сказанные апостолу Нафанаилу, «вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства», - ни вполне применимы к отцу Серафиму.
Архимандрит Кирилл (Павлов).

Архимандрит Серафим (Тяпочкин) родился 1/14 августа 1894 года в уездном городе Новый Двор Варшавской губернии. Отец его, отставной полковник Александр Иванович Тяпочкин, был начальником почты в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Мать отца Серафима Элеонора (в крещении Александра), урожденная Маковская, тоже была знатного рода. Благочестивые родители нарекли сына Димитрием в честь святого великомученика Димитрия Солунского. В большой и дружной семье Димитрий был самым младшим из детей. Его старший брат Константин служил в кадетском корпусе и в 1922 году был расстрелян большевиками. Второй брат Александр также погиб в годы революции. Две сестры - Мария и Елена - стали врачами, третья была домохозяйкой. Самому младшему Господь судил стать известным старцем, молитвенником и истинным служителем Церкви Христовой.

С самого раннего детства Димитрий тяготел к духовной жизни. Однажды отец взял его на богослужение, в котором принимали участие воспитанники духовного училища. Здесь у него впервые появилось горячее желание стать священнослужителем. Весьма примечательно, что во время богослужения маленький Димитрий увидел икону святого, которая поразила его. Он сказал отцу в порыве детского вдохновения, что хочет быть таким, как этот святой. На иконе был изображен преподобный Серафим Саровский, к которому Димитрий с этого дня стал испытывать особое благоговение.

Вскоре Димитрий был принят в духовное училище. Затем последовала учеба в Холмской духовной семинарии, которую будущий архимандрит закончил блестяще, и поступил в Московскую духовную академию. Там он проучился всего один год, так как в 1918 году академия была закрыта.

За время обучения в семинарии и академии Димитрию выпало счастье видеть и слышать таких выдающихся служителей Русской Православной Церкви, как митрополит Антоний (Храповицкий), епископ Феодор (Поздеевский), архимандрит Илларион (Троицкий), впоследствии архиепископ Крутицкий, священник Павел Флоренский и других. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, также посетил академию и совершил богослужение в академическом храме. Вне всякого сомнения, общение с этими людьми готовило Димитрия к будущему высокому служению.

В 1920 году в Екатеринославе Димитрий обвенчался с Антониной Викторовной, учительницей математики. А 18 октября того же года в Екатеринославе Димитрий был рукоположен во пресвитера епископом Евлампием.

С 1921 по 1936 годы отец Димитрий был благочинным в Солонянском районе Днепропетровской области. Это были страшные годы разгула безбожной власти, которая повсеместно оскверняла святыни, разрушала храмы, подвергала гонениям и уничтожению священнослужителей и мирян. Отец Димитрий был в самой гуще этих событий. Он активно боролся с обновленцами и раскольниками, отстаивая чистоту Православия. Гонители Церкви стремились избавиться от любимого народом пастыря. Приход в селе Михайловка был закрыт, и отец Димитрий вынужден был совершать Литургию в домах верующих. Отца Димитрия арестовывали много раз, но, допросив и предупредив, отпускали.

В 1933 году отец Димитрий овдовел: его супруга умерла от туберкулеза. Из их пяти детей голодные годы пережили только три дочери.

В 1941 году отец Димитрий был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы. По истечении этого срока на вопрос следователя, чем он будет заниматься на воле, отец Димитрий сказал: «Тем же, чем и занимался: служить Богу и людям». «Ну тогда посиди еще», последовал ответ и батюшка был отправлен в ссылку на пять лет в северный город Игарка.

Одному Богу было известно, что батюшке пришлось испытать за эти годы. Но и там, в неволе, он оставался верным служителем Христовым. Лагерная жизнь с ее ужасами и лишениями не сломила отца Димитрия, научив подлинному состраданию и любви. Не теряя присутствия духа, пребывая в непрестанной молитве, он чем мог помогал тем, кто был рядом с ним. Достаточно прочитать его краткое письмо-поздравление духовным чадам , которые поддерживали его материально , насколько это было тогда возможно , и станет ясно , какими смирением и любовью обладал отец Димитрий.

«Возлюбленную о Господе дщерь мою Анну , сущих с нею и всех дорогих чад моих приветствую с праздником Рождества Христова , Обрезания и Крещения Господне , а также с новым 1951 годом!
Молитвенно желаю возрождения к святой жизни , которую да продлит Господь на многие лета.
Желаю в радости души и здравии тела провождать Святые дни Праздников и все свое жительство.
Прошу молитв и обо мне, прошу любви и прощения.
Господь Милосердный и Его Пречистая Матерь со Святыми да хранят нас!
Благословляю и лобызаю Вас. Ваш всегдашний молитвенник , любящий Вас пастырь и отец Димитрий».

А вот еще одно из писем отца Серафима своим духовным детям , где смиренно звучит исповеднический голос батюшки, преисполненный любви.
«Совершишася. И паки Голгофа, и паки Крест. Дорогая дщерь моя, незабвенная Мавро! Душа моя скорбит смертельно. Вспоминая Гефсиманский подвиг Христа Спасителя, нахожу утешение и своей скорбящей душе. Скорблю, скорблю тяжело; скорблю о себе, скорблю о детях, сродниках своих, скорблю о пастве своей, скорблю о чадах своих духовных, скорблю о любящих, помнящих обо мне и ожидающих моего возвращения ныне. Но совершилось то, о чем я горячо и усердно молил Господа: да мимоидет от меня чаша сия. Вот мое скорбное повествование. В феврале месяце я выбыл из Канска в Балхаш. Писать оттуда тебе, дщерь моя верная, я не имел возможности. В Великий Четверток окончился мой страдальческий подвиг. Я горел желанием возвращения в родные места, желанием видеть родных, дорогих и близких, но увы, получил назначение на жительство в Красноярский край. После долгого и утомительного пути достиг я тихого пристанища у далеких берегов реки Енисея. Здесь я должен трудиться и от трудов своих себя питать и одевать. Старость моя не приспособлена к таковой жизни. Притом в настоящее время я без средств. Приближается зима, суровая и продолжительная. Да будет воля Твоя. Верю, что Господь везде и всегда со мною — служителем Его. Верю, что Он не оставит меня. Уповая, что в любви Своей, которая николиже отпадает, и вы не забудете меня, пастыря своего, полагающего за овцы душу свою. Однако боюсь быть в тягость вам, дети мои дорогие. Простите и не осудите. чадо мое возлюбленное, Мавро! Как апостол Павел имел в скорби своей ученика — апостола Тимофея, так и я — тебя. Посети моих благодетелей, деток моих духовных, прочитайте вместе послание сие, пролейте слезные молитвы обо мне и решите вопрос утоления скорби моей. Господь Милосердный и Его Пречистая Матерь со святыми да хранят нас! Усерднейше прошу у всех молитв святых и прощения! Всегда Ваш, всегдашний молитвенник ваш, ваш скорбящий пастырь отец Димитрий». Воистину сила этого послания подобна апостольскому, и, читая его, невольно думаешь. Написано оно в первые века или в последние… Однажды с отцом Серафимом произошел замечательный случай. В одном из храмов города Канска ему посчастливилось служить на Пасху. «Мне приснилось, что сегодня мы втроем совершали Литургию», - сказал ему настоятель, хотя в храме служили два священника. Он попросил отца Димитрия облачиться и служить вместе с ними. Вспоминая этот случай, отец Серафим поражался милости Божией, которая не оставляла его в эти трудные годы. Как-то ранней весной везли арестантов в ссылку. Буксир тянул баржу с заключенными. По пути следования узников партиями высаживали на берег. Люди разбрелись, и в незнакомых таежных местах отец Димитрий заблудился. Весь день он не мог отыскать дорогу к лагерю. Настал вечер, стемнело. Было снежно и холодно, от реки тянуло сыростью. Завыли волки. Сил больше не было. «Продрогший, совсем обессиленный, превозмогая боль, я встал на колени и с глубокой верой помолился Господу, Владычице, святителю Николаю - моим небесным заступникам. Сам не знаю, сколько продолжалась молитва и как я оказался в десяти шагах от людей, сидящих у костра на территории лагеря». Так Господь и на этот раз сохранил Своего избранника. После освобождения отец Димитрий вернулся в Днепропетровск и в течение нескольких месяцев был настоятелем прихода. Прихожане быстро узнали и полюбили благоговейного и аскетически настроенного пастыря. Но властям это никак не могло понравиться, и отец Димитрий был удален из епархии. Поводом для этого стало следующее. В день памяти Предтечи Господня Иоанна он произнес проповедь, вызвавшую у многих слезы покаяния и умиления. В проповеди были такие слова: «И теперь уже секира висит над миром». Они стали известны областному уполномоченному по делам религии, который, вызвав отца Димитрия к себе, сказал: «В моей епархии вам места нет». Отец Димитрий поехал в Патриархию, где встретился с епископом Курским и Белгородским Леонидом, и тот пригласил его служить в своей епархии. Здесь наконец осуществилась заветная мечта юности отца Димитрия. От владыки Леонида он принял постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, которого очень почитал с самого детства. Сам постриг был совершен в Курском Сергиево-Казанском соборе, который строили родители преподобного. Благословение на постриг отец Димитрий получил в Глинской пустыни от ныне покойного знаменитого старца - архимандрита Андроника (Лукаша), который в свое время так же, как и батюшка, был сослан на Колыму и претерпел всевозможные испытания лагерной жизни. В октябре 1961 года отец Серафим начал свое служение в Свято-Никольском храме поселка Ракитное. С первых дней его пребывания на новом месте к нему потянулись из Днепропетровска и других городов и весей многочисленные почитатели и духовные дети, число которых постоянно возрастало. Здесь в полноте раскрылись благодатные дары мудрого старца-наставника, непрестанного и горячего за свою паству молитвенника и смиренного пастыря, «душу свою полагающего за овцы». Любовь, которой было преисполнено его сердце, обнимала всех, и те, кто когда-либо соприкасался с ним, ощущали это на себе. Были и благоговейные, ни с чем не сравнимые богослужения, были неповторимые сердечные проповеди, во время которых плакали и отец Серафим, и весь храм, были исцеления по его святым молитвам. Но более всего запомнилась всем его любовь, беспредельная и всепрощающая. Невольно вспоминаются слова преподобного Кассиана Римлянина: «Верх святости и совершенства состоит не в совершении чудес, но в чистоте любви. И это справедливо: чудеса должны прекратиться и уничтожиться, а любовь всегда останется». Эта Христова любовь позволяла отцу Серафиму видеть всего человека насквозь - с его нуждами, скорбями и грехами - и давать ему предельно ясные и спасительные советы. И если человек находил в себе силы и мужество следовать этим советам, дела его почти тут же начинали поправляться. Можно перечислять десятки и сотни фактов и свидетельств того, как по молитвам отца Серафима и при жизни его, и после его смерти люди вновь обретали себя, восставали из пепла, исцелялись иногда на глазах, иногда через месяцы, а может, и годы. Многие, казалось бы, неразрешимые обстоятельства разрешались легко и просто после молитвенного участия отца Серафима. Однажды из Воронежа приехала молодая девушка. Она была в совершенном отчаянии: душевный недуг поразил ее внезапно, и вот уже восемь месяцев она не появлялась на работе. Никто не мог помочь ей, к кому бы она ни обращалась. Во время богослужения она кричала не своим голосом, ее трясло и бросало в разные стороны. Батюшка подошел к ней и сказал, положив руку на голову: «Я очень слаб, деточка, но постараюсь тебе помочь». После того как отец Серафим помолился о ней во время Литургии и затем помазал елеем, она успокоилась, а вернувшись домой, сразу приступила к работе. С тех пор прошло несколько лет, и она, приехав помолиться в Ракитное, поведала об этом эпизоде ее жизни настоятелю храма. Многие болящие подолгу жили на церковном дворе. Спать приходилось и на поленьях в подвале, и в складе с углем, но жажда исцеления и духовного укрепления была велика. Одним нужны были месяцы, другим - годы, чтобы крепко стать на ноги рядом с таким светильником веры, как отец Серафим. Многие по его благословению стали священнослужителями. Случалось, и архиереи прибегали к его советам, а некоторые были его духовными чадами. Можно сказать, что Ракитное во время служения здесь отца Серафима стало одним из самых знаменитых духовных источников, к которым прибегали многие, жаждущие правды и любви. Каждодневная трапеза у отца Серафима всегда была долгой, во время ее разрешались многие вопросы и зачастую определялись человеческие судьбы. Никто не уходил из-за стола голодным - как духовно, так и телесно. Лишь отец Серафим обычно едва прикасался к еде. Его главной пищей в то время уже была молитва, помноженная на деятельную любовь к Богу и ко всему Его творению. Он исполнил задачу, возложенную на него Творцом: уподобился Христу, сострадая и милосердствуя вверенному ему стаду, неся на себе его немощи и грехи. До последнего вздоха отец Серафим нес врученный ему Господом особый крест и в 1982 году, в первый день Светлой Седмицы, отошел к Тому, Кого жаждал и к Кому стремился всю свою жизнь. Как при жизни отца Серафима Свято-Никольский храм не пустовал, а был наполнен его почитателями, так и теперь к его могилке непрерывным потоком стекаются те, кто нуждается в его молитвах. Это люди с разных концов России - и те, кому посчастливилось знать и видеть батюшку, и те, кто никогда не видел его, но жаждет духовного подкрепления в наш озлобленный и лукавый век. Этот непрерывный поток, который заметно увеличивается с каждым днем, является неоспоримым свидетельством праведности отца Серафима, подтверждением того, что мы нынче нуждаемся в его молитвах, верим в них и желаем духовного общения с батюшкой как благодатным посредником между нами и Богом.
Есть еще одно свидетельство пастыря Церкви Христовой. Это сон. Святые Отцы предупреждают нас об осторожном отношении к сновидениям, поэтому пусть благочестивый читатель сам определит для себя, насколько можно этому свидетельству доверять. «Не знаю кто, но подталкивают меня сзади к двери и предлагают войти в комнату. Захожу и вижу: стоит посреди комнаты стол, и лежит на нем отец Серафим в облачении. Вереница священнослужителей по очереди отдает ему целование. Перед тем как подойти, помню, подумал: как же я буду целовать батюшку, ведь от него наверняка пахнет тлением. Но тут же решаю - все равно подойду. Приближаюсь. Передо мною остается один человек. И вдруг вижу, воздух, которым было накрыто лицо батюшки, зашевелился, и он, уже освободившийся от него, опершись на правый локоть, беседует с этим человеком. Помню лишь, что он говорил с ним об императоре Николае II. Что именно говорили - совершенно не помню. И вот подхожу я. Не знаю почему, говорю отцу Серафиму: «Батюшка, а ведь я очень плохо служу». А он ласково прикасается рукой к моему плечу и говорит: «Нет-нет». Я продолжаю: «Батюшка, я такой грешник». А он снова: «Нет-нет». А взгляд такой детский, чистый и преисполненный любви, непередаваемой и неизъяснимой. И тут же я вдруг физически ощущаю запах благоухания, исходящего от отца Серафима. Это было как бы ответом на мои маловерные мысли, которые посетили меня вначале». Некоторые паломники, в их числе и священнослужители, иногда ощущали благоухание, исходящее от могилки... Как-то приехали из Белгорода священнослужители. Подойдя к могилке, они услышали колокольный звон. «Батюшка, а что, у вас сегодня служба?» - спросили они настоятеля. «Нет, сегодня мы не служим», - ответил тот. Приехавшие молча переглянулись. Вероятно, звон сегодня раздавался только для них. В высшей степени благочестивая жизнь отца Серафима, его целомудрие и чистота сердечная, приобретенные через исповедническую жизнь во Христе и со Христом, его подлинное смирение и необъятная любовь, определившая старческий путь батюшки, действенная молитва как при жизни его, так и после его отшествия, дают нам право верить в то, что он имеет дерзновение перед Господом молиться за наше здравие и спасение у Престола Божия со всеми Святыми, в земле Российской просиявшими Аминь. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин как-то сказал: «Верх святости и совершенства не в совершении чудес, но в чистоте любви. И это справедливо: чудеса должны прекратиться и уничтожиться, а любовь будет пребывать во веки». Именно любовь является и последним, и наивысшим, и совершеннейшим даром, который получает подвижник (человек, простирающий свой путь к Богу), ибо «если кто имеет дар пророчества и знает все тайны, и имеет всякое познание и всякую веру, так что может горы переставлять, а Любови не имеет, то он ничто», по словам Апостола (1 Кор.13,20). Такую любовь Господь даровал отцу Серафиму и тысяче людей, многим из которых живы и сейчас, были тому свидетелями. Именно эта неземная любовь более всего остального им запомнилась.

 
Содержание сайта