После закрытия Глинской обители многие насельники нашли приют в Рыльском Николаевском монастыре. Сюда же поступил и монах Таврион. Настоятелем монастыря был епископ Рыльский и викарий Курский Павлин (Крошечкин)4, который вскоре приблизил к себе глинских монахов — Андроника (Лукаша) и Тавриона (Батозского). Владыка Павлин провидел в них ревностных исповедников, способных выстоять в тяжких испытаниях, пронести и сохранить веру, несмотря на лишения и гонения безбожной власти. Официально монах Таврион значился псаломщиком в Рыльском Николаевском монастыре. Он часто служил иподиаконом на архиерейских Богослужениях владыки Павлина. «У него был очень хороший голос, длинные вьющиеся волосы. Народ называл его иногда «Ангелочком», — вспоминала Анна Миленина, духовная дочь о. Тавриона. Уже тогда во время Литургии монах Таврион начал произносить свои проповеди, хотя это не являлось его обязанностью. Вскоре епископ Павлин направил его в Московский Новоспасский монастырь, настоятелем которого был архимандрит Евгений. Здесь он проходил клиросное послушание и продолжал духовное образование, готовился к принятию иеродиаконства. Во время пребывания в Новоспасском монастыре о. Таврион окончил Московскую Строгановскую школу по классу живописи. 20 февраля 1923 г. Курским губсудом по ст. 91 УК РСФСР владыка Павлин был приговорен к двум годам тюрьмы без строгой изоляции. Глубоко печалясь, переживала Рыльская паства арест владыки. Когда арестованного епископа Павлина везли на конной повозке, он связанными руками благословлял собравшихся людей. Около года владыка провел в тюрьме, по милости Божией был амнистирован и вернулся к пастве.
В городе Курске владыка Павлин служил в церкви Иоанна Богослова. Жил он с престарелой матерью — монахиней Евдокией, недалеко от церкви, на ул. Воротняя (ныне — ул. Павлуновского). Однажды после Богослужения владыка пригласил прихожанку Анну Миленину, усердно посещающую храм, прийти к нему вечером с её мамой. За чаем, во время беседы, епископ Павлин предложил Анне послушание — быть портнихой и помогать в хозяйственных делах церкви. Так как она была еще очень юной, то он просил согласия ее матери — Александры Никаноровны. Согласие было получено, и Анна с большой ответственностью выполняла указания владыки. В это время она и познакомилась с о. Таврионом (Батозским) и о. Андроником (Лукашом), которые жили в одном доме с епископом. До конца своей жизни Анна Николаевна Миленина была верной и преданной их помощницей, жертвенно служила Церкви и разделила с ними участь заключений. Господь даровал ей трудную, но долгую жизнь. Она умерла в 1995 г. в возрасте 88 лет. 4 декабря 1923 г. Указом Святейшего Патриарха Тихона в храме Сорока мучеников, что у Новоспасского монастыря, монах Таврион был рукоположен в сан иеродиакона викарием Борисом, епископом Можайским. И началось его служение в Новоспасском монастыре. В 1925 г. монастырь был закрыт, и о. Таврион прибыл в Курскую епархию, где временно управляющим был владыка Павлин, его духовный наставник. Келейником владыки был о. Андроник (Лукаш), глинский сподвижник и друг о. Тавриона. В том же году, в день св. Пасхи, в Московском храме Успения Божией Матери, что на Кожевниках, владыка Павлин рукоположил о. Тавриона в иеромонаха. При рукоположении владыка подарил о. Тавриону переносной антиминс для служения «идеже прилунится», благословляя совершать Литургию, где бы он ни находился. И всю жизнь батюшка Таврион так и поступал. А во время его арестов святой антиминс хранился у верных людей. Шел уже восьмой год безбожной власти. Атеистическое наступление на Церковь продолжалось. Были замучены и убиты, заточены в тюрьмы и отправлены в ссылки сотни епископов и священнослужителей, монашествующих и верных людей Церкви. На Соловках находилось уже более 150 представителей духовенства, а на воле процветало обновленчество. Антихристианская власть отлучала от Церкви, от Бога, от религиозности. В 1990 г. впервые в России были опубликованы полностью некоторые архивные документы, проливающие свет на события того времени (Известия ЦК КПСС, 1990, №4, с. 190-193). Ленин в секретной инструкции от 19 марта 1922 г. указывал: «Церковь должна быть снесена с лица земли... Чем больше представителей духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше... Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей... Борьбу против Церкви нужно поручить тов. Дзержинскому». «Гражданин Белавин должен быть казнен», — заявил в то время один из вождей Коминтерна — Бухарин. Безбожники видели в казнях — главное средство борьбы с Церковью. Но возвращавшиеся из ссылок и лагерей священники и монахи продолжали нести дух исповедничества, собирали вокруг себя верных и надежных людей. |