После двухмесячного пребывания в Лавре о. Таврион 25 апреля 1958 г. был зарегистрирован властями настоятелем Покровской церкви г. Уфы. До этого около двух лет настоятелем вновь открывшегося прихода был протоиерей Евгений Островидов. 6 мая 1958 г. они произвели прием и сдачу церковного имущества. С величайшей ревностью о. Таврион приступил к
восстановлению храма — памятника архитектуры, построенного в стиле русского
классицизма в 1817 г. Вместе с прихожанами батюшка приводил в порядок все
разрушенное, несмотря на противодействия уполномоченного по делам церквей.
Была проведена огромная работа: частичная замена стропил и кровли, главный
купол был покрашен в серебряный цвет, а вся кровля — в зеленый. Паровое
отопление было заменено водяным, восстановлена колокольня, и под серебро
окрашены колокола, вокруг храма устроена бетонная ограда, между кирпичными
стойками которой установлены железные ажурные решетки.
Благодаря своему таланту художника и иконописца, батюшка восстановил и обновил весь внутренний вид храма. Росписи и написанные им храмовые иконы бережно сохранены до сегодняшнего времени. Материальная помощь для приведения в надлежащий вид церковного комплекса шла в основном из архиерейских и епархиальных средств. 17 октября 1958 г. архимандрит Таврион получил телеграмму из Глинской пустыни о кончине настоятеля о. Серафима (Амелина). Глубоко опечалясь этим известием, он ответил: «Выражаю сердечное соболезнование братии по поводу кончины приснопамятного сх. архимандрита Серафима, горячо молясь о его душе. А.Т» В начале 1959 г. за неустанные заботы и труды, умелое руководство по восстановлению Покровского храма, за ревностное служение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I удостоил архимандрита о. Тавриона чести служить Литургию при открытых царских вратах. Отец Таврион всемерно старался послужить прихожанам. Клирос он ставил среди храма, чтобы народ участвовал в чтении и пении. Начинал Литургию пораньше, чтобы люди до работы могли помолиться. Храм круглый год украшался живыми цветами. Батюшка всегда интересовался, «сменили ли водичку, убрали ли засохшие цветы». Алтарница Манефа даже обижалась за такой «контроль», а о. Таврион любил аккуратность, говорил, что «не надо ставить гвоздику с розой, зачем винегрет». Был наблюдателен, строг и требователен, но, прежде всего к себе. Прихожан встречал радостно, приветливо, светясь изнутри. Во время его служения в Покровской церкви крещения, отпевания, венчания увеличились почти в два раза. Богомольцев было много, службы длились долго. После каждой службы архимандрит Таврион говорил проповедь, потом все пели «Отче наш» и другие молитвы, и тогда расходились. Он любил простое народное пение. В июне 1959 г. в Уфимской епархии состоялось собрание благочинных и церковных старост г. Уфы по обсуждению документов по вопросу ядерного вооружения, принятых на Стокгольмской сессии Всемирного Совета Мира 13 мая 1959 г., известных как «Воззвание к народам». В своем выступлении «Участие Православной Церкви в борьбе за мир» о. Таврион сказал: «Современность серьезнейшим предупреждением выдвигает вопрос о недопущении войны и о запрещении атомных испытаний. Некоторые могут нас спросить: лежит ли на нас, служителях церкви, и вообще на верующих ответственность в деле отстаивания мира и запрещения атомных испытаний? Да, на нас, христианах, лежит первейшая ответственность за сохранение мира между людьми. Это утверждается словом Божиим, жизнью Церкви, требованием разума и вообще всею жизнью. Христос — мир наш!.. Заслуги перед нашей Родиной св. Александра Невского и преподобного Сергия игумена Радонежского и многих других остаются вечно памятными для нас примерами...
Являясь проповедниками начал христианской нравственности, мы несем великую ответственность перед Богом и людьми за то, если мы проявим пассивность и холодность в столь великом и ответственном деле защиты мира... Со времен Апостольских мы молимся в церкви: «О мире всего мира»... К этому радостному ответственному подвигу, мы и призываемся посланием Святейшего нашего Патриарха Алексея I. Да благословит всех нас Господь на подвиг защиты мира!» В конце 1959 г. Уфимский епископ Никон хотел перевести о. Тавриона в Кафедральный Сергиевский собор настоятелем. Батюшка был уже благочинным и секретарем епархии. Болезненно восприняли эту весть прихожане Покровского храма. Они написали письмо епископу: «... с воплем крепким и плачем горьким взывает к Вам церковь Покровская. Пощадите души наши, не отнимайте от нас дорогого сердцам нашим и истинно доброго пастыря и отца нашего архимандрита Тавриона. Он своими трудами, неустанными призваниями, проповедями привлек столько душ, которые, может быть, костенели и блуждали во тьме греховной вдали от Бога...» На это владыка ответил: «Дай Бог, чтобы вы все прихожане Покровской церкви были только такого мнения о нем. Он заслуживает этого. Благословляю ему, о. Тавриону и на дальнейшее оставаться в св. Покровском храме». Работоспособность о. Тавриона была уникальна. Он вел настоятельскую деятельность и работу секретаря епархии и одновременно реставрировал храм, сам его расписывал, писал иконы, шил облачения. Как-то вечером пришла машина с кирпичом, в храме уже никого не было, только регент Таисия собиралась домой. Отец Таврион к ней обратился: «Тебе, Таисия, придется остаться». Таисии не хотелось оставаться, так как устала за день. Батюшка сказал: «А я 20 лет отсидел, хотя мне, конечно, не хотелось. Это тяжело, а там еще тяжелее будет. Кирпичи эти нам дорогу проложат». Так они вдвоем разгрузили машину. Батюшка ежедневно совершал Божественную литургию. Как благочинный он старался сохранить храмы Уфимской епархии. Разъезжал по сельским храмам, беседуя с властями. Писал уполномоченному Н. П. Сигачеву о сохранении храмов, но цель этого «властелина» была другая, направленная на закрытие Уфимской епархии. Много искушений перенес о. Таврион в период служения в Покровском храме. Обычным было явление, когда нечестивые люди бросали камни в окна, двери и на крышу храма. Бросали грязь и булыжники на фронтон здания и в церковную ограду. Посаженные цветы вырывались с корнями. Ручки входных дверей храма осквернялись нечистотами. Оскорблялись религиозные чувства верующих. 1 июня 1960 г. о. Таврион в донесении епископу Никону указывал:«... во время Литургии трое парней стали подходить к детям, которые стояли при своих родителях, готовясь прийти к Причастию. Они стали спрашивать фамилии, в какой школе учатся, стали фотографировать..., не говоря уже о свистках и оскорбительных выкриках по адресу духовенства и верующих». Архимандрит Таврион постоянно поддерживал связь с пермскими верующими. Вел переписку с о. Иоанном (Чувызгаловым)50, о. Самуилом Гагариным, Виктором Плешковым и многими духовными чадами. А бывшая келейница его духовной дочери схм. Евсевии (Попатенко) Ксения Старцева часто приезжала к батюшке в Уфу. Она участвовала в восстановлении Покровского храма, послушничала в трапезной. Поздравляя с Пасхой, батюшка ей писал: «Христос Воскресе! Дорогая моя сестра Ксения! Приветствую Вас с великим вечно радостным праздником Светлого Христова Воскресения. Крепко Вас и все, что связано с именем дорогой нашей матери Евсевии, вспоминаю и этим утешаюсь...» В 1960 г., 24 марта на заседании Синода Московской Патриархии обсуждались кандидатуры на епископские вакансии, в том числе речь шла и об архимандрите Таврионе: «Иметь их в виду для замещения свободных епископских вакансий». Рекомендацию и благоприятный отзыв о нем дал правящий епископ Никон: «Архимандрит Таврион Батозский как монах — смиренный, безукоризненно нравственный, благочестивый, богобоязненный, постник, молитвенник, к людским нуждам внимательный, чуткий, милостивый; как администратор — справедливо строгий, умело распорядительный, находчивый». Но в эти годы хрущевская волна гонений на Церковь была направлена на изгнание деятельных ревнителей Церкви, так по плану властей в «светлом» будущем не было места «попам и религиозным предрассудкам». Архимандрит никогда не наставлял прихожан против властей, но иногда говорил: «Вы ждете жизнь все лучше и лучше, а будет все хуже и хуже. Меньше дадут, больше отнимут». Несмотря на отличную характеристику правящего епископа о нем, о. Таврион был снят с регистрации священнослужения в Уфимской епархии. 10 мая 1961 г. он сдал дела и выехал из Уфы. Настоятелем Покровской церкви был назначен о. Григорий Бравчук. Он также немало претерпел искушений от хулиганов хрущевского времени, даже было покушение на сторожа церкви. |