к содержанию

Прощание со старцем

Когда окончатся страдания твоя, правда твоя пойдет с тобой и слава Господня будет сопровождать тебя.

Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

Душа архимандрита Тавриона отошла ко Господу в воскресный день. Были разосланы телеграммы его духовным чадам, духовенству, знакомым. Весть о кончине батюшки достигла многих городов. В Пустыньку стали съезжаться люди. Гроб был установлен в храме Иоанна Лествичника, где всегда служил батюшка. У гроба поочередно по две главы Евангелия читали сестры монастыря, уступая чтение приезжающим. Высокого знатного духовенства не было, а был простой христолюбивый народ, прощавшийся с великим проповедником Евангелия. Своим живым словом архимандрит Таврион наставлял, вразумлял, обличал. Верующие скорбели и плакали. Плакала и природа. Шел дождь. Отпевание состоялось 15 августа. Его совершил архиепископ Леонид в сослужении священников из Московской, Рижской, Пермской епархий, Псково-Печерской и

 

Троице-Сергиевой обителей. Во время отпевания читалось Евангелие от Иоанна. После отпевания гроб с телом обнесли вокруг обоих храмов с пением «Святый Боже». Могила была вырыта близ храма Преображения Господня. Похоронная процессия остановилась у этого храма, поставили гроб для прощания с почившим старцем. С прощальным словом к присутствующим обратился владыка Леонид:

«Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа!

Сегодня мы собрались у гроба духовника Спасо-Преображенской обители архимандрита Тавриона. Что сказать? Скажу то, что было сказано при погребении старца Амвросия Оптинского в 1898 г., и то, что было повторено мною 10 лет тому назад при погребении архимандрита Косъмы: «Умер старец и оставил всем нам богатое наследство. Наследствозарок благодати Св. Духа. Каждый может получить от этого наследства все, что он хочет. Приими от святой постнической жизниприди и научись от этого гроба. Хочешь ли молиться? Прииди и научись от этого гроба. Хочешь ли ты иметь мир со всеми? Приди, научись у этого гроба. Хочешь ли ты быть любвеобильным ко всем? Прииди и научись от этого гроба. Хочешь ли ты быть милосердным?Прииди и научись от этого гроба. Тем более это стоит сказать, что сегодняшнее рядовое Евангельское чтение говорит о плодах благодати Св. Духа. Любви, долготерпении и о всякой благодати. И вот, человек, которого мы провожаем в последний путь, для нас стяжал вот эти благодати Духа Святаго. Поэтому вот от этого гроба мы можем приходить и учиться, и брать эти благодати Святаго Духа. Каким образом достигается благодать Святаго Духа? Не словом, а действиями. И вот перед нами гроб человека, который с 1913 г. 65 лет тому назад пришел в обитель, в скромную Глинскую пустынь, которая была посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы, и на протяжении этих 65-ти лет многими испытаниями, многими скорбями, многими лишениями и приобрел благодать Св. Духа. И от того, что он приобрел благодать Св. Духа, верующие люди стремились в эту убогую скромную обитель почерпнуть и получить. Приходили и получали. Если бы он не давал, кто бы приехал сюда? Приехали из Владивостока, Иркутска и других пространств нашей многонациональной Родины. Приходили, приезжали, привозили и получали духа утешения. Но, и когда человек ушел в другой мир, он будет, мы верим, нам и сейчас по вере нашей давать нам то, что он давал нам при своей жизни. Начав жизнь свою в обители Глинской, которая посвящена Рождеству Богородицы, ему и теперь в день


Рождества Богородицы предстоит предстать. Исполнится 40 дней со дня его блаженной кончины. 10 лет назад, когда мы погребали архимандрита Косъму, мы горячо молились Господу о том, чтоб Господь воздвиг ему достойного преемника. И Господь, тогда услышав молитвы наши, и воздвиг достойного преемника умножившего труды своих предшественников. О чем мы сегодня должны молиться? Чтобы Господь простил все согрешения и содеянное нами по отношению к нему. Мы должны просить, чтоб Господь вселил его в Свои обители. Аминь».


После погребения был установлен временный деревянный крест. Холмик над могилой был украшен живыми цветами, которые так любил старец. Ныне на его могиле установлен гранитный крест, на постаменте которого начертано пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!»

Настоятелем Пустыньки был назначен о. Петр Кучер. Еще будучи диаконом, о. Петр приехал в Пустыньку и служил с о. Таврионом. Во время службы помыслил: «Вот бы с кем послужить!» Старец тут же ответил на его мысль: «Там служи, и там хорошо». Перед смертью о. Тавриона одна из сестер во время беседы с ним сказала: «Батюшка,

нам бы какого-нибудь хорошенького, когда Вас не будет». А он ответил: «Вам уже есть». Он знал, что будет о. Петр. И когда о. Тавриона не стало, однажды во время службы, после проповеди о. Петр сказал: «При жизни о. Тавриона некоторые насельницы относились к батюшке злобно, и Господь в наказание дал меня потому, что я хуже всех священников, которые есть на земле».

Большая библиотека архимандрита Тавриона, иконы, им написанные, а также им приобретенный дом в Елгаве, перешли в распоряжение местной епархии.

«Дорогой батюшка, все-то он знал о прошлом, настоящем и будущем», — вспоминает инокиня Рижского монастыря Олимпиада, которая несла послушание письмоводителя в 1976-1977 гг. «Прошло 30 лет, как нет батюшки с нами телесно, но духовно о. Таврион с нами и помогает нам молитвенно».

Отец Таврион свое миссионерство видел в борьбе за образ человека, за возрождение дореволюционного христианства, которое стремительно разрушалось в советское время. Своим миссионерским служением он

вносил в души людей Евангельский дух, который был утрачен в богоборческое время. В течение 53 лет (1925-1978 гг.) он совершал Божественную Литургию ежедневно, из них в условиях неволи почти 19 лет, где «храмом и жертвой при всех утеснениях служили грудь и сердце, а Чашей консервная банка». Литургия была главным смыслом его жизни, которую он совершал с большим духовным подъемом. Духовное указание — совершать ежедневную Пасхальную Утреню с разрешением исповеди — о. Таврион получил в конце 1920-х гг. Схм. Евсевии он писал: «... еще при владыке Павлине в Перми возник этот вопрос и владыка Павлин сказал: «О сем было суждение у Патриарха Московского Сергия, которые благословили усердие духовное вручить Б. Т. с особо благоговейным исполнением».

Он был добр ко всем, но и строг. Свое послушание нес высоко. Из житейской огромной пустыни в святую маленькую Пустыньку стремились жаждущие христианской жизни. Многострадальная жизнь о. Тавриона является свидетельством его твердого стояния в православной вере и истине. Архимандрит Таврион был настоящим христианином и любил людей. Он был образцовым пастырем и ревностным монахом. У иноверцев он тоже отмечал положительные стороны. В каждом человеке батюшка видел образ Божий. В нем жил дух Христов. За богоугодную и благочестивую жизнь о. Таврион постоянно подвергался клевете, гонениям и зависти. Некоторые злые языки до сих пор называют его «католиком» или «обновленцем». Но надо помнить, что брань без врагов не бывает.

В день памяти о. Тавриона, как птенцы, слетаются в Пустыньку его духовные чада. В первые годы после смерти старца по благословению игумении Магдалины справляли поминки. Продукты привозили с собой, кто что мог, и закупали в магазине. Поминальная трапеза была изобильной. Приезжали из Риги о. Михаил Четверов (ныне — иеромонах Гавриил, живет в монастыре в Боголюбово Московской обл.) с матушкой Зинаидой (ныне — монахиня Марфа) и почитатели старца. Служили панихиду на могиле, пели акафисты. Это был настоящий праздник.

Архимандрит Таврион был настоящим голосом Слова Божия. Он горел духом, всегда и везде прилагая свой духовный опыт для совершенствования и возрождения душ приходящих к нему людей. Он оставил глубокий духовный след в сердцах многих, стремящихся к нему отовсюду и даже из-за границы. Его ревность апостольская была вознаграждена горячей любовью к нему православного люда.

Необходимо сохранить для будущих поколений проповеди архимандрита Тавриона, его голос, воспоминания о нем духовных чад, все его иконописные и живописные работы и росписи в храмах, где бы они ни находились. Это ценное достояние, которое должно быть доступно для православных. Надо сохранить память об о. Таврионе как о старце нынешних времен, почитать его избранником Божиим. За его благочестие, чистоту жизни, несомненное почитание православными на протяжении всей жизни и по блаженной кончине он поистине достоин канонизации. Будем надеяться и верить, что «когда-нибудь на иконе исповедника Тавриона святой будет написан с Евхаристической Чашей в руках» (7 выпуск альманаха «Христонос», Рига, 1998).

к содержанию