к содержанию
Приложение Проповеди владыки Леонида
(Полякова)
9 января 1973 г.
Праздник Рождества Христова характеризуется как праздник
света, как праздник радости, как праздник мира. То, что я вам говорил вчера
в соборе, а тут некоторые есть, которые были в соборе, я повторю сегодня.
Праздник Рождества Христова, пришествие в Мир Христа
Спасителя, этого Младенца, приносит мир, приносит радость, приносит в Мир
веру, приносит в Мир — мир. Почему приносит свет? Потому что учение Христа
освящает жизненную дорогу человека, христианина, который хочет жить по
заповедям Господа Иисуса Христа, в свете Евангельского
учения. Часто торная дорога Евангельской жизни становится светлым
праздником. Мы говорим, что Христос является для нас светом, Христос
является для нас радостью! Для всех ли Христос является радостью? Нет, не
для всех. Какого-то безразличного отношения ко Христу нет. Ибо люди любят,
ибо ненавидят. И поэтому для людей верующих Христос является радостью.
Радость почему? Не потому, что мы говорим, родился и вот это радость. А
потому что Христос пришел в мир грешный грешников спасти. Он приходит в
человеческое сердце. И приходит в человеческое сердце Он объективно,
действительно, реально. Субъективно человеком воспринимается как чувство
радости. Чувство радости — это переживание человека, к которому пришел
Господь Иисус Христос. Если человек имеет Бога, имеет Христа в своем сердце,
чувство неимоверной радости наполняет сердце, вне зависимости от тяжелых
внешних обстоятельств жизни. Внешние обстоятельства жизни очень тяжелые
могут быть. Куска хлеба нет, одежды нет, полена дров нет, ничего у человека
нет, а человек находится в радостном состоянии. И другое положение, когда у
человека все есть: и одежда, и пища, и прекрасное жилище, все блага, которые
предусматривает современный комфорт, а у человека неспокойно на душе. Что-то
гложет его сердце. Он всегда ищет чего-то и всегда находится в состоянии
раздражения, в неспокойных состояниях. Вот это показатель того, что в сердце
человека Христа нет.
Следующий момент. Мы говорим, что Христос не только свет,
не только радость, наполняющая человеческую душу, но это одновременно и
радость, сопровождающаяся мирным настроением духа. Мир царит в душе, в
которой обитает Бог. А если нет Бога в душе, то там нет мира, а там
страстные страсти, волнующие человека и заставляющие волноваться. Когда мы
говорим о внутреннем мире, который принес нам Господь Иисус Христос, мы
предусматриваем и момент внешнего мира.
Сейчас обстановка у нас чрезвычайно напряжена. Внешний
мир весь стремится к обновлению. На протяжении всего послевоенного периода
внешний мир обновляется. Ликвидируются многие государства, возникают новые.
Но в этих путях достижения нового обновления нет единого мнения. Люди
раскалываются в своих мнениях и суждениях. И задача христиан, верующих
людей, способствовать тем, кто стремится к правде, стремится к миру,
оказывает помощь тем, кто нуждается в этой помощи, вне зависимости от их
религиозных, политических или других убеждений. Поэтому наша Рижская
церковь, как и все церкви нашего государства, каждая церковь православная в
области представляет самостоятельную единицу, в своей совокупности
составляет единую Православную Церковь. Они деятельно, жертвенно участвуют в
неуклонной борьбе за мир. Вот и наши церкви, бедные церкви — они тоже в этой
цели участвуют. В храмах, в которых совершается Богослужение один раз в
месяц, приносится лепта вдовицы по три, по пять рублей в год в фонд мира. Но
это представляет большие суммы, а есть богатые храмы в нашей епархии,
которые дают по пять тысяч в фонд мира. Вот дают люди, жертвуют. Потому что
понимают, что борьба за мир является общим нашим всенародным делом. И
церковь не может остаться в стороне этого делания. Либо мы со всем народом,
который в основном в Советском Союзе неверующий народ, либо мы отходим от
всего народа, изолируемся, не хотим принимать участия ни в чем. А мы не
только верующие люди, но мы и патриоты своей Родины. И поэтому мы всегда
призываем к жертвенному служению делу мира. Понимая, что это жертвенное
служение делу мира приводит к оказанию помощи больным, раненым, поддержанию
голодных там, где голодают люди сейчас.
Посмотрите, как изменились метеорологические условия. У
нас пять градусов тепла, а в Индии — мороз и снег. Люди замерзают на улицах.
Поэтому мы проповедуем и призываем, чтобы наши верующие люди были вместе со
всеми людьми доброй воли, которые действуют для своего ближнего. Это не
политическая деятельность, это религиозная деятельность. Мы выполняем завет
Господа Иисуса Христа, который призвал любить ближних и творить им помощь.
В свете этого мы должны понять, что праздник Рождества
Христова — это праздник света, это праздник радости, это праздник мира и
деятельного служения делу мира.
Сейчас продолжим благодарственный молебен,
прикладывайтесь к Животворящему кресту и постепенно идите на могилку
архимандрита Косьмы и других почивших лиц, где я буду совершать литию.
Спасибо всем за молитву. Молитва никогда не пропадает.
апрель 1973 г.
Почему называется Великий пост? Потому что он должен
сделать переворот в нашей душе. Воздержанием, молитвой мы приближаемся к
Богу. Первые дни Великого поста говорят о посте благоугодном, о посте
благоприятном. Есть пост благоугодный и благоприятный, и пост не
благоугодный и не благоприятный. Внешний пост — это воздержание человека от
определенных сортов пищи. И духовный внутренний пост — отрешение человека от
греховных мыслей, от греховных стремлений. Не дать возможности греховным
мыслям овладеть и превратиться в греховные действия. Что такое грех и его
происхождение, и какая степень ответственности человека?
Грех — это наваждение злой силы, грех — это появление
греховной мысли у человека. В момент появления греховной мысли человек не
является ответственным. Мысль приходит к нему. Она приходит извне. И задача
человека бодрствующего, молящегося, бдительного, находящегося в страже
своего внутреннего состояния, отвергнуть эту мысль. И тогда человек выходит
победителем из этой борьбы, которая начинается между злой силой и им —
человеком. Человек может отвергнуть эту мысль и сказать: «Отойди от меня,
сатано». А человек может начать рассуждать: «А, может быть, стоит сделать? А
к чему это приведет?» И в результате этих его колебаний чаще всего
происходит склонение человека на претворение греховной мысли, пришедшей
извне, и мысль овладевает человеком. Она овладевает настолько эта греховная
мысль, что человек старается во что бы то ни стало приятным сознанием
греховности этой мысли претворить ее в действие. Человек подвержен страсти.
Овладевающая страсть во что бы то ни стало, старается претворить эту мысль,
которая пришла извне, в свое действие.
Но и в этот момент, если человек обратится к Богу, то
невидимая Божественная сила низойдет и даст возможность человеку отбросить и
побороть эту мысль. Здесь начинается стадия борьбы, начинается внутренняя
борьба. Как она долго длится, зависит — выйдет ли человек победителем от
этого греховного состояния или нет. Если выйдет, помогла Божественная
помощь, помогла исповедь, Таинство св. Причащения, открытие помыслов своему
духовному отцу. Но чаще всего человек не справляется с этой мыслью. И когда
он не справляется и решает претворить эту мысль в действие, вот здесь уже
начинается нравственная ответственность человека. Человек решил претворить
такую мысль в действие, и чаще это действие он хочет сделать. Несмотря на
препятствия, человек побеждает эти препятствия, совершает греховный
поступок, и потом он уже падает нравственно. А потом остается только горькое
чувство раскаяния. Если человек осознает, поймет, что он совершил падение,
пойдет к Таинству исповеди, к Таинству св. Причащения, если его допустит
духовник, тогда исцелеет.
2 мая 1973
Христос Воскресе!
Мы переживаем дни святой Пасхи. Сейчас происходит чтение
Евангелия от Иоанна и Деяний св. Апостолов, рассказывающих о распространении
христианства и деятельности св. Апостолов после Вознесения Господа Иисуса
Христа... Деяния св. Апостолов характеризуют распространение христовой веры
и утверждение христианства среди народа. Казалось бы сегодняшнее чтение не
имеет отношение к празднуемому событию. Это лишь только так. Это не
случайное Евангельское чтение... Вот видите, возлюбленные братья и сестры,
апостолы нашли в Господе Иисуса Христа и стали Его учениками и в тот период
времени, когда только что Господь Иисус Христос выступил на ответственное
служение, еще не сотворил по существу никакого чуда внешнего, а лишь о Нем
свидетельствовал Иоанн Креститель. Было чрезвычайно трудно поверить и пойти
за Господом. И вот эти первые ученики, несмотря на отсутствие знаков
Божественного достоинства Господа Иисуса Христа, они оставляют все и идут за
Господом. Некоторые колеблются.
Мы находимся совсем в других условиях жизни. Если
апостолы только чувствовали, что перед ними грядущий в мир, который будет
творить дело искупления человечества от грехов. И они, несмотря на то, что
лишь предчувствовали, последовали за Господом, были свидетелями также
страдания Господа Иисуса Христа.
Теперь переживая радость Воскресения Христова, мы должны
всегда в своем сердце иметь Бога и всегда следовать за Господом. И все
зависит от нас. Будет ли Бог в нашем сердце, или сердце будет принадлежать
грехам. Все зависит от человека, какой жизнью он живет. Живет ли он теми
идеалами, которые связывают его со Христом или он живет по другим идеям.
Если мы будем тверды в своей вере, если мы будем стремиться отсечь грех и
будем стремиться укрепить свою веру через молитву, доброе делание, через
более частое приступление к Таинствам исповеди и особенно Святому
Причащению, то тернии грехов постепенно устранятся и искоренятся из нашего
сердца. Если исторгнется из сердца грех, то у нас появится противоположное
направление для доброго делания. И наоборот. Если мы будем искоренять добро,
в сердце появится зло. И вот, возлюбленные братия и сестры, призыв Господа
апостолов о том из первой главы и к нам относится. И нам важно следовать за
Господом, и это следование за Господом дает нам возможность надолго
сохранить Пасхальную радость. Не только в течение Пасхальной недели, но на
протяжении всей своей жизни. И что особенно важно, время торжества у нас
сопровождается к концу нашей жизни. Мы не знаем, сколько еще Господь
потерпит наши грехи. Особенно важно, ощущение этой радости должно
присутствовать в нас во время нашего исхода в другой мир. Аминь.
-
12 марта 1976 г.
Возлюбленные братья и сестры!
У нас в настоящее время один священник, а исповедников
много. Во всех монастырях наших практикуется общая исповедь. Исповедь
заключается не в том, что человек перечеркнул свои грехи перед духовником.
Она заключается в ясном осознании своих грехов, с одной стороны, и
исправления после получения разрешительной молитвы. Исповедь дополняется
Таинством соборования.
Многие не осознают греховности своих поступков. Они не
знают, что это грех. Они совершают его, живут в грехе и не понимают, что это
грех. И подходя к Кресту и Евангелию, они даже не понимают о том, что они
проводят греховную жизнь страшную, порочную, они не сознают этого. А в
Таинстве св. Елеосвящения Господь разрешает все: забытое и неосознанное.
Нисходит Божественная Благодать, немощи врачующая и ослабевающая,
восполняющая.
к содержанию
|