к содержанию
Источники и примечания
Земной путь
архимандрита Тавриона (Батозского)
1 Глинская
Рождество-Богородицкая пустынь возникла в глухом месте среди дремучих лесов
Крутицкой волости (ныне с. Сосновка Глуховского районы Сумской обл.), в 160
км. от Курска и 36 км от Путивля. В XVI веке крестьяне увидели на высокой
сосне небольшую икону (20X15 см) Рождества Пресвятой Богородицы, от которой
исходил свет. У корней этой сосны позднее пробился источник. Монахи
ближайшего монастыря поставили здесь часовню, в которой исполняли свое
правило. Они были первыми иноками Глинской обители, названной так потому,
что земля принадлежала Глинским, из рода которых была жена Ивана Грозного —
Елена. К концу XIX века подвизалось здесь до 700 насельников. Пустынь была
обнесена каменной оградой, за которой было пять отдельных больших храмов и
четыре домовых церкви. Обретенную когда-то на сосне икону облекли в золотую
чеканную ризу, украшенную драгоценными камнями.
2 В архивном фонде
Краснокутского райисполкома имеется поименный список состава семьи Батозских
за 1922 г., проживавших в г. Краснокутске, где значатся: «Батозский Даниил
Иванович, 62 г.; его жена Акулина 58 лет и сыновья: Михаил, 37 лет и его
жена Антонина, 30 лет; Яков, 28 лет; Георгий, 26 лет; Сергий, 22 г.;
Николай, 19 лет; Виктор, 16 лет; Константин, 12 лет. В состав семьи входили
также внуки: Вячеслав, 8 лет; Евдокия, 5 лет. Все братья выбыли из
Краснокутска в 1925 г.» (Харьковский областной Госархив).
По словам родственников,
известно о сыновьях:
Михаил (1885 г.р.) жил на
Полтавщине, работал фотографом.
Василий (1888 г.р.) с 1922 г.
жил в Москве. Работал механиком автопредприятия, а позднее зам. директора
завода «Обозостроения».
Никита (1891 г.р.), как
говаривал Василий: «А Никитушку засыпало песком».
Яков (1894 г.р.) служил
стражником в Деникинской армии и за это был лишен избирательных прав. В
сентябре 1928 г. восстановлен в правах. Жил в г. Ахтырка Харьковской области
и работал в торговой организации.
Георгий (1896 г.р.) проживал в
г. Карловка Харьковской области, работал механиком на водокачке.
Тихон (1898 г.р.) — монах
Глинской пустыни (Таврион).
Сергей (1900 г.р.) учился в
Краснокутской ремесленной школе. В 1919 г. добровольно вступил в Деникинскую
армию и служил рядовым. При отступлении войск эмигрировал во Францию.
Женился на француженке.
Материально помогал родителям и переписывался
с братьями. Скончался в годы Великой Отечественной войны.
Николай (1903 г.р.) работал на
шахте в г. Донбассе.
Виктор (1906 г.р.) работал
первым машинистом поездов дальнего следования. Жил в г. Днепропетровске, ул.
Угловая, 55. Здесь же проживала мать Акулина Радионовна.
Константин (1910 г.р.) работал
машинистом паровоза в г. Карловке Харьковской области, где и проживал с
семьей.
3 Иеромонах Андроник
(Алексей Андреевич Лукаш), родился 12 февраля 1880 г. в с. Лупа Лохвинского
уезда Полтавской губернии, в крестьянской семье. Родители — Андрей и
Акилина. Алексей окончил 3 класса сельской школы. С молодых лет решил
посвятить себя Богу. В 1895 г. ушел в монастырь «Глинская пустынь». В
1915-1919 гг. служил в армии. В 1921 г. принял постриг с именем Андроник. В
1922 г. рукоположен в иеродиакона. В обители нес послушание на мельнице,
позднее — эконом. В 1923 г. арестован. В 1925 г. после возвращения из ссылки
рукоположен епископом Павлином в иеромонаха и стал
его келейником. В 1926 г. пострижен в схиму. В
1930 г. по ст. 59. полгода был в заключении. Вновь 3 июня 1931 г. арестован
в Калуге, осужден, срок отбывания в ИТЛ — 5 лет. 2 октября 1935 г. был
задержан, но вскоре отпущен. 17 июля 1939 г. арестован в Перми. Около года
содержался в Пермской тюрьме. Осужден к пяти годам ИТЛ. «Прибыл для
отбывания срока наказания в места лишения свободы Магаданской области 14
июля 1940 г. Освободился 17 июля 1944 г.» (из архивной справки). После
освобождения прибыл в Глинскую пустынь. Был благочинным, в 1955 г. возведен
в сан игумена. После закрытия обители в 1961 г. переселился в Грузию под
попечение бывшего насельника Глинской пустыни, митрополита Тетрицкаройского
Зиновия (Мажуги). В 1963 г. возведен в сан архимандрита. Отошел ко Господу в
марте 1974 г. Похоронен в Тбилиси.
4 Архиепископ Павлин
(Петр Кузьмич Крошечкин), родился 19 декабря 1879 г. в Мокшанском уезде
Пензенской губернии. Учился в приходской школе, затем в городском училище г.
Мокшан. С 1895 г. — послушник Саровской пустыни. С 1898 г. — послушник
Николо-Бабаевского монастыря Костромской губернии. Затем подвизался
послушником в течение двух лет в Ростовском Спасо-Яковлевом монастыре. С
1904 г. — послушник Московского Ново-Спасского монастыря, где прожил более
15-ти лет. 14 марта 1910 г. пострижен в монашество, по 1915 г. — иеродиакон,
с 1915 — иеромонах. Экстерном окончил Духовную семинарию и академию. В 1920
г. — архимандрит, наместник Ново-Спасского монастыря. В 1919—1921 гг. —
преподаватель Би-зюковской пастырской миссионерской семинарии в Херсонской
епархии. 2 мая 1921 г. хиротонисан во епископа Рыльского, и до 1925 г.
викарий Курский. В 1928 —1930 гг. — епископ Пермский и Соликамский. В 1930
—1933 гг. — епископ Калужский и Боровский. В 1933—1937 гг. — архиепископ
Могилевский. Участвовал в сессии Св. Синода. 2 октября 1935 г. арестован и
осужден, срок в ИТЛ — 10 лет. Отбывая наказание в Сиблаге, был привлечен к
уголовной ответственности по ст. 58-10-11 УК РСФСР. Постановлением от
28.10.1937 г. тройки Управления НКВД Западно-Сибирского края 2 ноября 1937
г. святитель был расстрелян с группой духовенства в Кемеровском лагере (Дело
№ 28761). Реабилитирован Верховным судом БССР от 27.02.1962 г. В 2000 г.
причислен к лику святых новомучеников.
5 Патриарх Тихон
(Василий Иоаннович Белавин) родился в 1865 г. 15/28 августа 1917 г.
состоялся Поместный Всероссийский Собор, на котором было решено восстановить
в Российской Церкви Патриаршество. Жребий Патриарха выпал митрополиту
Московскому Тихону (Белавину). В январе 1918 г. он попытался остановить
кровавые казни людей грозным посланием к правительству: «... Никто не
чувствует себя в безопасности, все живут под страхом обыска, грабежа,
выселки, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, казнят епископов,
священников, монахов и монахинь... по огульному обвинению в какой-то
«контрреволюционности». Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые
расправы. Ведь то, что творите вы, подлежите вы гиене огненной в жизни
будущей загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей —
земной...» Святейший Патриарх Всея Руси Тихон 6 мая 1922 г. был арестован и
находился под домашним арестом больше года. Отошел ко Господу 8 апреля 1925
г. Канонизирован в 1989 г.
6
Высокопреосвященный Онуфрий (Антоний Максимович Гагалюк), родился в
крестьянской семье в сентябре 1889 г. в Люблинской губернии. Учился в
церковно-приходской школе. Закончил Холмское Духовное училище, а затем
Холмскую Духовную семинарию. 5 октября 1913 г. студент Антоний принял
постриг с именем Онуфрий, вскоре стал иеродиаконом, а 8 декабря 1913 г. —
иеромонах. В 1915 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия. В 1917
г. возведен в сан игумена и архимандрита. 23 января 1923 г. хиротонисан во
епископа, 29 января арестован. В июле освобожден и вновь арестован. Сослан в
ссылку на три года в Харьков. 12 октября 1926 г. арестован и сослан в г.
Кудымкар Пермской области. В 1928 г. отправлен в Тобольскую тюрьму, затем в
Сургут. В 1929—1933 гг. служил в Старом Осколе. В марте 1933 г. арестован, в
июле освобожден и назначен архиепископом на Курскую кафедру. В июне 1935 г.
вновь арестован. 1 июня 1938 г. расстрелян в Благовещенске Хабаровского
края. Причислен к лику святых новомучеников в 1997 г.
7 Митрополит
Крутицкий Петр (Петр Федорович Полянский), родился в 1862 г. в Воронежской
губернии в семье священника. В 1887 г. зачислен вольнослушателем МДА. В 1892
г. получил степень кандидата богословия. 18 февраля 1913 г. произведен в
статские советники, ревизором духовных учебных заведений при Священном
Синоде. Участник Поместного Собора 1917—1918 гг. В 1920 г. пострижен в
мантию митрополитом Сергием (Страгородским). Вскоре возведен в сан
иеродиакона епископом Верейским Илларионом (Троицким), затем в иеромонаха. В
июле 1920 г.— архимандрит. 25 октября 1920 г. возведен Патриархом Тихоном в
сан епископа Подольского, викария Московской епархии. Сослан на три года в
ссылку в Великий Устюг. В 1923 г. — архиепископ. В 1924 г. — митрополит
Крутицкий. С 12 апреля 1925 г., по завещанию Патриарха Тихона,
подтвержденного подписями 58 архиереев, избран Патриаршим Местоблюстителем.
С ноября 1925 г. в течение 12 лет находился в тюрьмах, ссылках, лагерях в
разных местах, а на острове Хе за Полярным Кругом пребывал в полной
изоляции. 10 октября 1937 г. расстрелян. В 1997 г. причислен к лику святых.
8 Митрополит Сергий
(Иван Николаевич Страгородский), родился в 1867 г. в г. Арзамасе, в семье
потомственного священника. Окончил приходское училище и Нижегородскую
Духовную семинарию. В 1886 г. поступил в СпбДА. В 1890 г. принял постриг с
именем Сергий. Рукоположен в сан иеродиакона, затем в иеромонаха. По
окончании Духовной Академии направлен в Японскую Православную Миссию. В
совершенстве знал греческий, латинский, еврейский и новые европейские языки.
В 1893 г. — доцент СПбДА. Переведен на должность инспектора в МДА. С 1893 г.
— настоятель РПЦ в Афинах, возведен в сан архимандрита. В 1895 г. защитил
магистерскую диссертацию. В 1901 г. — ректор СПбД семинарии. 25 февраля 1901
г. хиротонисан во епископа Ямбургского. В 1905 г. возведен в сан
архиепископа и назначен на Финляндскую и Выборгскую кафедру. С 1911 г. член
Священного Синода. В 1917 г. возглавлял новый Синод и Предсоборный совет.
Выбран на Владимирскую кафедру и возведен в сан митрополита. В 1922 г.
арестован. В 1924 г. удостоен титула «Блаженнейший митрополит Московский и
Коломенский». В 1925—1937 гг. возглавлял Русскую Церковь в должности
Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В декабре 1925 г. арестован. С 1937
г. — Патриарший Местоблюститель. В 1943 г. избран Святейшим Патриархом
Московским и всея Руси. Отошел ко Господу 2/15 мая 1944 г.
9 Архив ФСБ РФ Д.
601064. JI.74.
10 Феодосьевская
церковь заложена 15 мая 1903 г. и построена в 1910 г. на добровольные
пожертвования граждан Перми и благотворителей. Старостой церкви с 1906 г.
был мещанин Димитрий Степанович Лоскутов. Усадебной земли вместе с погостом
было 560 кв. саженей. Церковь каменная в одной связи с колокольней,
двухэтажная. Нижний престол во имя прп. Серафима Саровского освящен 18 июня
1904 г. Первый священник нижней церкви — Стефан Михайлович Богословский,
1862 г. р. Верхний этаж — главный престол в честь Вознесения Господня,
освящен 12 декабря 1910 г. Правый придел — во имя св. Феодосия
Черниговского, освящен 26 октября 1914 г. Левый придел — во имя
просветителей Пермских Герасима, Питирима, Ионы, освящен 17 декабря 1917 г.
Согласно архивной справке за
1909 г., при церкви были 2-я, 4-я, 8-я мужские школы и 2-я, 4-я женские
народные одноклассные школы. Домовых и приписных церквей нет. «При сей
церкви существует церковно-приходское попечительство, открытое 3 июня 1905
г. Церкви принадлежат два деревянных дома, отказанные вместе с усадебной
землей по духовному завещанию Пермского мещанина Николая Александровича
Колыбалова, и находятся в Перми в Старой Слободке». — ГАПО. Ф. 189. О. 1.
Д.2. Л. 39-40 (за 1909 г.) и Ф. 108. О. 1. Д.13. Л.86-91 (за 1918 г).
11 Священник Николай
Михайлович Богородский, 1894 г. р., уроженец Н—Исетского завода Свердловской
области, русский, сын священника. Окончил Пермскую Духовную семинарию и два
курса Казанской Духовной Академии. В конце 1920-х гг. служил в Перми, был
делопроизводителем Пермской епархии. В 1928 г. приговорен коллегией ОГПУ к
трем годам ссылки. С 1930 г. проживал в Казани без определенной работы. 20
ноября 1940 г. арестован, заключен в ИТЛ на 8 лет. Наказание отбывал в
Севураллаге (г. Тавда). Освобожден 15 октября 1943 г. по болезни. Уехал в
Шадринск Курганской обл. Жил на средства дочери Вероники. Умер 21 января
1944 г. от порока сердца. Реабилитирован в 1989 г.
12 ПермГАНИ. Ф. 641.
On. 1. Д. П-8887. Т.1. Л.18.
13 Там же. Л.13.
14 Там же. Л.19.
15 Там же
16 Запольский
Алексей Васильевич, 1876 г. р., уроженец Кирсанской волости Слободского
уезда Вятской губернии, великоросс, мещанин. Образование — начальная школа.
Служил в Белой армии Колчака. Проживал в Перми, по ул. Ленина, 149.
17 ПермГАНИ. Ф. 641.
О. 1. Д. П-8887. Т.1. Л.27.
18 Там же. Л. 12,
15, 19-24, 27, 28.
19 ГАПО. Ф. Р-122.
0.1. Д. 914. Л.11.
20 ГАДПРПО. Ф. 1.
О.1. Д.8823. Л.98-99.
21 Монахиня
Гамалиила (Елизавета Якимовна Шишова), 1890 г. р., уроженка дер. Русский
Сарае Каменского р-на, из крестьянской семьи. Окончила два класса сельской
школы. С 1904 г. — насельница Богородице-Казанского Бахаревского монастыря
г. Перми. После закрытия монастыря с 1925 г. работала в разных местах, в том
числе псаломщицей. В 1930 — 1938 гг. — помощница старца архимандрита
Александра (Копейко). В 1934— 1935 гг. со старцем служили в Подмосковье в
дер. Хохловка, где она исполняла обязанности псаломщицы. С 1936 г. проживали
в Перми. В июле 1939 г. была арестована и приговорена к трем годам ИТЛ (Карлаг).
Освобождена 25 августа 1942 г. В 1940 — 1950-е гг. была просфорней в
Пермском кафедральном соборе. Отошла ко Господу 30 сентября 1956 г.
22 Архимандрит
Александр (Касиан Моисеевич Копейко), 1869 г. р., из крестьян, уроженец
Харьковской губернии, насельник Белогорской обители Пермской обл. Пострижен
в монашество 6 июля 1910 г. в Серафимовском скиту. В сан иеромонаха
рукоположен 17 марта 1912 г. епископом Палладием (Добронравовым). Духовник
братии Фаворской пустыни. В 1922 г. служил в
Осе. Отошел ко Господу в марте 1938 г.
Среди православных он почитался как высокодуховный праведник. Погребен рядом
с епископом Хрисанфом на Его-шихинском кладбище в г. Перми. После его смерти
м. Гамалиила хранила его облачения и духовную литературу (379 книг).
23 Епископ Хрисанф
(Христофор Гаврилович Климентьев), 1862 г. р., уроженец г. Кунгура. С 1893
г. — послушник Соликамского Свято-Троицкого монастыря. В мае 1894 г.
рукоположен во иеродиакона епископом Петром (Лосевым). С 1901 г. — казначей
Архиерейского дома в г. Перми. С 1904 г. —эконом, служил в Крестовой церкви
г. Перми. До 1919 г. был духовником в Богородице-Казанском Бахаревском
женском монастыре г. Перми, в декабре этого же года заболел тифом. Из
воспоминаний его духовной дочери тайной схм. Марии (Силиной) известно: «С
разрешения доктора и благословения игумении Глафиры безнадежного привезла я
в монастырь. После тифа он заболел воспалением легких, стал поправляться,
заболел рожей на лице. Много трудностей пережила, как бы самому Христу
служила». После выздоровления весной 1920 г. направлен настоятелем в
Соликамский Троицкий монастырь. В 1924 г. был хиротонисан во епископа
Соликамского. Отошел ко Господу 15 октября 1930 г. Похоронен за алтарем
Пермской Успенской церкви.
24 Схимонахиня
Евсевия (Эмилия Васильевна Попатенко), родилась 26 июля 1880 г. в семье
известного Пермского архитектора Василия Васильевича Попатенко и была
дальней родственницей прав. о. Иоанна Кронштадтского. 18 февраля 1906 г.
приняла тайный постриг с наречением имени Евсевия. До революции —
преподаватель математики в Пермской Мариинской женской гимназии. После
революции 1917 г. преподавала в разных учебных заведениях. 22 мая 1939 г.
приняла тайный постриг в схиму. Постриг совершил архимандрит Таврион
(Батозский). С 1905 г. и до конца своей жизни схм. Евсевия вела переписку со
старцами и репрессированным духовенством. Ее молитвенная и материальная
помощь заключенным были неоценимы. Старица отошла ко Господу 8 сентября 1957
г. Похоронена в семейной ограде на Егошихинском кладбище в Перми.
25 ПермГАНИ. Ф.
643/2. On. 1. Д. 31025. Т. 2. Л.1.
26 Монахиня Мария
(Мария Семеновна Добромыслова), 1900 г. р., дочь священника, уроженка г.
Козельска. Училась в высшей художественной школе г. Москвы. Талантливая
художница. В 1925 — 1927 гг. — делопроизводитель Оптинского музея,
заместитель директора. Духовная дочь оптинского старца Никона, тайно
пострижена им в монашество. Автор жизнеописания преподобного исповедника
Никона Оптинского. Она собственноручно переписала и систематизировала
духовное наследие старца, его дневник, письма, проповеди и беседы. В 1965 г.
составила его жизнеописание. Отошла ко Господу 1 июля 1986 г. Похоронена на
Пятнинском кладбище в Калуге.
27
ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп.1. Д. 31025. Т.З. Л.247.
28 Копия документа,
изъятого у епископа Павлина (Крошечкина П.К.):
Заместителю Патриаршего
Местоблюстителя Блаженнейшему Сергию Митрополиту Московскому и Колом.
Павлина —-
Архиепископа Могилевского
Доклад
1927 г. Августа 9-10 дня в
Белоруссии, ввиду особо сложных исторических причин, получила свое бытие
состоящая под запрещением Патриархии (поста-новл. Зам. Патр. Местобл. Врем.
Синода от 5. 10. 1927 г. за № 102) Белорусская автокефальная Церковь. Главой
ея в настоящее время является Епископ Филарет РАМЕНСКИЙ, хиротонисанный при
Святейшем Патриархе Тихоне в 1923 г.
Выясняя причины появления
автокефалии и сущность ея с рядом лиц из духовенства и мирян, мы получили
следующие ответы — многие из пастырей и пасомых этого течения уверяют, будто
вовсе не думали отделяться от Патриаршей Церкви, никогда не желали порывать
связи с Ней, все время поминали и поминают за службами Местоблюстителя
Патриаршего Митрополита Петра, никакого догматического литургического или
просто обрядового изменения между ними нет и, следовательно, по их мнению,
они состоят в литургическом общении с Патриархией. Мало того, - уверяют, что
в свое время послано было в Московскую Патриархию несколько делегаций для
уяснения своего положения и самой автокефалии, но ни одна из этих делегаций
не увенчалась успехом. Попутно мы выяснили, что общественное мнение
христианских кругов г. Минска и других мест Белоруссии считает
автокефалистов православными «староцерковниками», особенно в сравнении с
обновленцами, и мало знает Патриаршего Епископа.
К такому положению теперь
непременно нужно бережно отнестись, учесть и принять все это во внимание.
Побуждает к этому:
1. Вдовство Минской кафедры.
2. Некоторая трудность и особые требования при регистрации в Белоруссии
новых лиц.
3. Безусловный перевес большинства приходов на стороне викария Белорусской
епархии епископа Бобруйского Филарета.
4. Заметное тяготение автокефалистов к соединению с наказавшей их
запрещением Материю Патриаршей Церковью.
5. Желание путей к этому соединению, поэтому
теперешний исторический момент является наилучшим к безболезненному изжитию
незаконной Белорусской автокефалии.
Характерным показателем роли
самого Филарета в этом деле является факт неизменяемости его титула — он,
будучи главой автокефальной церкви, как реликвию бережет скромный титул —
епископ Бобруйской, викарий Белорусской епархии, дорогой ему по
воспоминаниям того времени, когда он получил этот титул при Святейшем. По
некоторым данным, в случае снятия запрещения с его Филарета и его паствы, в
массе своей совсем и не знающей об этом Патриаршем запрещении и в случае
признания Патриархией Белорусской автокефалии, он, епископ Филарет, перейдет
со своей паствой в Патриаршию Церковь. Позволительно думать, что это будет
со стороны Патриархии самый лучший шаг снисхождения к Белорусской
автокефалии, для безболезненного уврачевания духовных ран Белорусской церкви
и приобретения отчужденной белорусской паствы.
Все вышесказанное понуждает
меня обратиться к Вашему Блаженству — не найдете ли Вы отечески возможным и
благовременным для благодатного соединения всех чад Церкви со Христом:
1. Даровать автокефалию для всей Белорусской
церкви обязательством от нея за Богослужениями поминать имя Первоиерарха
Русской Церкви, участвовать в общецерковных делах — являться на соборы,
съезды и т.п. по требованию Русского Первосвятителя и с правом обращаться к
Нему для окончательного духовного суда и защиты;
2. Снять запрещения с Е. Ф. и принять его с
покаянием со всей паствой в общение с Моск. Патриархией;
3. Оставить Преосв. Филарета епископом на занимаемой им кафедре.
29 Из обвинительного
заключения по делу №—1608, декабрь 1935 г., г. Минск— БССР:
Приговор:
1. Крошечкина Петра Кузьмича,
2. Сорочинского Константина Петровича,
3. Городецкого Михаила Самуиловича и
4. Туркову Варвару Лаврентьевну
сроком на 10 лет каждого
5. Лукина Захария Александровича,
6. Кернажитского Павла Ивановича,
7. Москальцева Максима Кононовича,
8. Лазукина Давида Исидоровича,
9. Пухаленко Евмена Григорьевича,
10. Мокриденко Архипа Борисовича,
11. Курадова Парфена Кононовича,
12. Медведникова Якова Романовича и
13. Иодеса Михаила Станиславовича
сроком на 5 лет каждого
14. Зайцева Рудольфа Францовича,
15. Шилкову Ксению Александровну и
16. Ковалькову Александру Антоновну
сроком на 3 года каждого
17. Идоленкову Евгению Васильевну по обвинению ее по ст. 76 с санкцией по
ст. 72-а УК оправдать по недоказанности.
Срок отбывания наказания для
всех осужденных считать со 2 октября 1935 г.
30 Катакомбный
епископ Петр (Дмитрий Андреевич Федосихин) родился в феврале 1867 г.,
уроженец дер. Таубос Подольской волости Тверской губернии. В 1929 — 1931 гг.
отбывал срок в Вишлаге. В 1931 — 1934 гг. находился в ссылке в г.
Красноярске. Будучи иеромонахом, служил в пригороде Соликамска в 1935 г. В
1938 г. сослан в Кустанай. В 1940 г. из Кустаная был выслан в г.
Архангельск. Отошел ко Господу 22 июля 1943 г.
31 2 октября 1935 г.
владыка Павлин был арестован, а также арестованы многие верущие, в т. ч. и
о. Андроник. Но в конце ноября о. Андроник в числе четырех арестованных был
освобожден. «...Я же после ареста Крошечкина потерял с ним всякую связь.
Сразу выехал из г. Могилева, переехав на жительство в г. Белополье
Харьковской обл. Остановился у знакомых монахов Серафима и Стахея...
Устроился прислужником в Михайловской церкви и пробыл до июня 1937 г. Затем
выехал в г. Сужда Курской обл... Прожив там 3 месяца, был обнаружен милицей,
и мне предложили покинуть г. Сужду. Осенью 1937 г. выехал в Пермь. Органами
милиции я зарегистрирован не был, и мне предложили оставить Пермь. В течение
года проживал в г. Краснокамске, работал чернорабочим при коммунальном
отделе нефтепромыслов. В августе 1938 г. снова переехал в Пермь». —
ПермГАНИ. Ф. 643/2. On. 1. Д. 31025. Т.З. Л.247 об, 248.
32 Иеромонах
Димитрий (Дмитрий Васильевич Пьяных) родился 19 октября 1902 г., уроженец
дер. Лягушино, В-Муллинского района, Пермской обл. 29 мая 1930 г. епископом
Павлином (Крошечкиным) пострижен в мантию с оставлением имени. На следующий
день рукоположен в иеродиакона. 17 июля 1935 г. рукоположен во иеромонаха
архиепископом Глебом (Покровским). 31 января 1936 г. арестован органами
НКВД, но вскоре освобожден под подписку о невыезде. Служил в разных приходах
Пермской епархии. С июня 1938 г. служил в старокладбищенской Успенской
церкви г. Перми. 17 июля 1939 г. арестован. Около года находился в Пермской
тюрьме. Постановлением ОС НКВД СССР осужден на 5 лет в ИТЛ. Отбывал срок в
районах Крайнего Севера, работал в Дальстрое и на территории Приморского
края в г. Владивостоке. Отошел ко Господу в 1950-е гг.
33 ПермГАНИ. Ф.
643/2. On. 1. Д. 31025. Т. 3. Л.319.
34 «Церковные службы
проводились в ряде других пермских домов:
1. В доме Сенцовой Евдокии Евграфовны, по ул.
Большевистская, 201...
2. В квартире Марии Прокопьевны Шинкаревой, по
ул. угол Орджоникидзе и Решетникова...
3. В доме Попатенко Эмилии Васильевны, по ул.
Решетникова, 47.
4. В доме Еременко Анны Васильевны, по
Советской улице...
5. В доме некоего Василия Ивановича, в пос.
Шпальный, за вокзалом у самого леса...
6. В квартире Ивановой Ефимии Тимофеевны, по
Чердынской улице...
7. У Клавдии Дмитриевны — живет за трампарком.
8. У некой Александры и...
9. У некой Феклы, проживающей около нового
кладбища.
10. В квартире некоего Александра, по ул.
Орджоникидзе.
И. В квартире Зыряной Зинаиды, проживающей по
Набережной.
12. В квартире Плешковой Пелагии Ивановны, по
ул. Ленина, 176, кв. 9.
13. В квартире Осипова Макара Александровича,
по ул. Ленина.
14. В квартире Тетеркиной Клавдии Ивановны, по
ул. Кирова, кажется, 206.
15. В квартире Веры Ефимовны.
16. В квартире Елизаветы Николаевны, по ул.
Камышловской, 74.
17. В квартире Верхоланцевой Надежды
Афанасьевны, по ул. Тургенева, 5». — Архив УФСБ РФ по РТ. Д.2-18035. — Это
далеко неполный список мест совершения тайных молений в Перми и в области.
35 ПермГАНИ. Ф.
643/2. О. 1. Д. 31025. Л.202.
36 Там же. Л.142.
37 Там же. Л.
200-201.
38 Симонов Игорь
Васильевич, родился в 1906 г. в Москве. Мать — мещанка, актриса драмтеатра.
До середины 1930-х гг. работал бухгалтером конторы автодвижения в тресте
мехтранспорта г. Перми.
39 Следствие было
окончено 14 марта 1941 г. По ст. 58-10 ч. П и 58-11 ч. УК РСФСР осуждены 1
июля 1941 г. на срок — 8 лет:
1. Батозский Таврион Данилович (1898 — 1978).
2. Бабин Николай Ильич — 1887 г. р., уроженец
с. Обвинское Карагай-ского р-на Пермской губернии, окончил Казанский ун-т,
работал в Молотовском горздраве лаборантом. Срок отбывал в Вятлаге. Умер в
тюремной больнице г. Казани от туберкулеза легких. Извещение о смерти от
10.09. 1941 находится в УЗАГСе г. Перми.
3. Булычев Петр Егорович — 1887 г. р.,
уроженец д. Б. Отары ТАССР. Этапирован в Вятлаг.
4. Богородский Николай Михайлович — см. сноску
10.
5. Забашта Евгений Алексеевич — 1889 г. р.,
уроженец Грузиньско-го р-на Полтавской обл. Насельник Глинской пустыни,
иеромонах. Арестован в Курске, этапирован в Вятлаг 4 августа 1941 г. По
спец-учету Управления РУОУХД УФСИН Кировской обл. Забашта Е. А. не значится.
6. Письменный Дмитрий Павлович — 1887 г. р.,
уроженец Харьковской обл., отбывал срок в г. Ивдель Свердловской обл. Умер
11 августа 1942 г. от порока сердца. Похоронен на лагерном кладбище в г.
Ивдель.
На срок — 5 лет были осуждены:
7. Федотова Варвара Кирилловна — 1877 г. р.,
уроженка с. Тарлыш ТАССР. Арестована в Казани 4 октября 1940 г. Приговорена
к ссылке в Красноярский край. Умерла в лагерной больнице от порока сердца 13
сентября 1941 г.
8. Кряковцев Лука Андреевич — 1869 г. р.,
уроженец Ивановской обл. Служил священником церкви Казанской иконы Божией
Матери в Нижнем Тагиле. Арестован 2 декабря 1940 г. Приговорен к ссылке в
Красноярский край. Находился на спецпоселении в Б. Муртинском р-не.
9. Кропотина Анна Алексеевна — 1892 г. р.,
уроженка д. Чупино Гла-зовского р-на Удмуртской АССР. Монахиня Бахаревского
женского монастыря г. Перми. Отбывала срок в Севураллаге г. Тавда
Свердловской обл. Освобождена 8 февраля 1943 г. по болезни. Отошла ко
Господу в 1950-е гг.
10. Бугрова Мария Гавриловна — 1886 г. р.,
уроженка с. Столбище ТАССР. Отбывала срок в Вятлаге.
11. Миленина Анна Николаевна (1907 — 1995).
12. Салмин Александр Семенович — 1877 г. р.,
уроженец Казани. Приговорен к ссылке в Красноярский край. Находился на
спецпоселении в Б. Муртинском р-не.
Все реабилитированы в 1989 г.
40 21 февраля 1948
г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, на основании которого
отбывшие наказание особо опасные государственные преступники подлежали
направлению в бессрочную ссылку на поселение. Позднее, 26 октября 1948 г.,
была издана директива № 66/241сс МГБ СССР и Генерального Прокурора СССР, по
которой органам гос. безопасности было предложено подвергнуть аресту и по
решениям Особого Совещания при МГБ СССР сослать на поселение «всех
осужденных по отбытию наказания из лагерей и тюрем...» Всем арестованным на
основании директивы 66/241сс обвинение предъявлялось по тем же статьям УК,
по которым они уже отбыли наказание в лагерях и тюрьмах. Следствие по этим
делам проводилось упрощенно, без проверки прежних доказательств. Основным
документом, на основании которого Особым Совещанием выносились решения о
направлении в ссылку, служили справки по архивно-следственным делам о
прошлой антисоветской деятельности этих лиц... —РГАНИ. Ф. 89. О. 18. Д. 26.
JI. 1-5.
41 Монахиня Ксения
(Старцева) родилась 6 февраля 1921 г. в многодетной семье в с. Чаша
Кургансой обл. По окончании 7 классов поступила в ФЗУ
в Магнитогорске, которое окончила 1939 г., и
переехала в Пермь. 40 лет проработала на почте, в 1976 г. вышла на пенсию.
По благословению митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги)
схиархимандритом Виталием (Сидоренко) 15 мая 1984 г. была тайно пострижена в
мантию. После открытия Успенского женского монастыря в г. Перми стала его
насельни-цей. В марте 2009 г. приняла схиму.
42 см. сноску 40.
43 Установленное в
1948 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР повторное наказание в виде
бессрочной ссылки на поселение находится в противоречии с основными
принципами уголовного права...:
а) освободить из ссылки на поселение лиц,
ранее осужденных на
срок до 5 лет лишения свободы, как подпадающих под действие
Указа
Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. «Об амнистии»;
б) всех других лиц ранее
осужденных на сроки более 5 лет лишения свободы и впоследствии сосланных на
бессрочное поселение, от дальнейшего пребывания в ссылке на поселении
освободить;...
г) директиву МГБ и Генерального
Прокурора № 66/241 сс от 26 октября 1948 г. отменить, аресты по этой
директиве запретить немедленно и все находящиеся в производстве такие дела
прекратить. — РГАНИ. Ф. 89. Оп. 18 Д. 26. JI. 1-5.
44 Архиепископ Иоанн
(Виктор Филиппович Лавриненко) родился 24 марта 1899 г. в Екатеринодаре (г.
Краснодар). Сын священника. Окончил Духовное училище в Краснодаре, в 1919 г.
— Ставропольскую Духовную семинарию. После Гражданской войны в день памяти
Иоанна Златоуста — 26 сентября — пострижен в монашество. Летом 1921 г.
рукоположен во иеромонаха епископом Севастопольским Вениамином (Федченковым)
в Андреевском Афонском подворье Константинополя. В 1922 г. прибыл в Польшу и
был зачислен в число братии Свято-Виленского Духовского монастыря, в 1925 г.
стал его наместником. Преподавал в духовных школах. В 1931 г. окончил
богословский факультет Варшавского университета со степенью магистра
богословия. С 1939 г. находился в юрисдикции Московской Патриархии. Имел
неполное медицинское образование. 9 декабря 1941 г. хиротонисан в Почаевской
Лавре во епископа Брестского и Кобринского. В 1942 г. — епископ Ковельский,
викарий Волынской епархии. В 1943 г. — архиепископ Брестский и Полеский. В
1945 г. — настоятель Свято-Владимирского храма РПЦ в г. Мариенбаде
(Чехословакия). С мая 1946 г. по июль 1956 г.—архиепископ Пермский и
Соликамский. В 1955 г. получил право ношения креста на клобуке. В июне 1956
г. перемещен на Алма-Атинскую кафедру, осенью 1957 г. — на Челябинскую
кафедру. В марте 1959 г. в связи с пенсионным возрастом, по состоянию
здоровья и личной просьбе был уволен за штат на покой и выбыл в г. Херсон. В
1961 г. получил назначение в г. Кострому, в мае по болезни уволен за штат.
Отошел ко Господу 12 октября 1985 г.
45 Лукканен Михаил
Антонович, 1914 г. р., уроженец г. Нарвы. Окончил Богословский институт в
Париже. С 1939 г. — в сане священника. Секретарь Молотовской епархии с 1943
г. Отошел ко Господу 21 октября 1987 г.
46 Мазур Андрей
Лазаревич родился 8 декабря 1926 г. на Украине, в Тернопольской обл. В 1950
г. окончил Московскую Духовную семинарию, прибыл в Пермь и рукоположен
архиепископом Иоанном (Лавриненко) в сан диакона, затем — протодиакона. С
1957 г. служил протодиаконом в Александро-Невской Лавре с владыкой Алексеем
(Коноплевым). Служил архидиаконом при Патриархе Всея Руси Алексии II.
47 Архиепископ Товия
(Александр Ильич Остроумов) родился в семье священника 25 марта 1884 г.
Окончил Московскую Духовную семинарию. Служил в Москве и Московской обл. В
1944 г. принял постриг. Позднее епископ Свердловский и Ирбит-ский. В марте
1957 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Молотов-скую кафедру.
Отошел ко Господу 5 мая 1957 г. Похоронен за алтарем Свято-Троицкого собора
г. Перми.
48 Владыка Ювеналий
(Иоанн Килин), 1875 г. р., насельник Белогорской обители Пермской обл. с
1896 г. «... по прибытии на Белою Гору на первых порах своего послушничества
я был вручен брату просфорнику Лаврентию (будущему схиигумену Афанасию
Трушкову)». В священном сане с 1900 г. В 1909 г. назначен строителем и
игуменом Фаворского скита. В этом же году принял участие в работе Первого
Всероссийского иноческого съезда в Троице-Сергиевой Лавре. В 1916 г.
возведен в сан архимандрита. В 1919 г. эмигрировал в Харбин. 30 января 1935
г. хиротонисан во епископа Синьцзянского. В январе 1947 г. вернулся в
Россию. В апреле 1947 г. назначен во вновь открываемую Челябинскую епархию.
8 мая 1948 г. возведен в сан архиепископа и возглавил Иркутскую и Читинскую
епархию. 21 февраля 1949 г. переведен на Омскую кафедру. В августе 1952 г.
переведен на Ижевскую кафедру. 27 декабря 1958 г., по его просьбе, духовник
Троице-Сергиевой Лавры Петр (Семеновых) совершил постриг в схиму с именем
Иоанн в честь Иоанна Богослова. Отошел ко Господу 28 декабря 1958 г.
Похоронен в Ижевске. Готовится материал к прославлению владыки Ювеналия как
местночтимого святого.
49 Архимандрит
Серафим (Симеон Дмитриевич Амелин) родился в 1874 г. С 1892 г. — послушник
Глинской пустыни. В 1903 г. пострижен в монашество, в 1905 г. возведен в сан
иеродиакона, в 1915 г. — в сан иеромонаха. В 1922 г. был свидетелем трагедии
Глинской пустыни: как избивали монахов, уничтожали скиты, храмы, оскверняли
могилы, грабили имущество и церковные ценности. Пережил изгнание, арест,
ссылку. В 1942 г. — настоятель вновь открытой Глинской обители. С 1948 г. —
в сане архимандрита. Отошел ко Господу 17 октября 1958 г.
50 Архимандрит Иоанн
(Чувызгалов) родился в 1906 г. Воспитанник и келейник епископа Хрисанфа,
который в 1929 г. постриг и рукоположил его в иеродиакона. В 1947 г.
архиепископом Иоанном (Лавриненко) рукоположен во иеромонаха. В 1960-е гг.
возведен в сан архимандрита. Отошел ко Господу в 1994 г. Похоронен за
алтарем старокладбищенской Успенской церкви г. Перми, рядом с могилой
владыки Хрисанфа.
51 Тайный монах В.
В. Плешков (1899 г. р.) со времени служения о. Тавриона в Феодосьевском
храме тесно был связан с пермским монашеством через о. Андроника (Лукаша) и
м. Евсевию (Попатенко). В. Плешков разделял мнение о. Тавриона о создании
тайной Церкви, о чем говорил: «На случай закрытия церквей лучше
подготовиться ко времени, тогда надо будет создавать что-то другое, имея в
виду тайные Церкви». Он часто приезжал в Пустынь к о. Тавриону, участвовал в
службах, получал советы и наставления у батюшки. По поводу смерти м. Виктора
(Плешкова) батюшка Таврион писал Ксении: «... 19 февраля я получил две
телеграммы, извещающие о смерти Виктора Васильевича Плешкова. Царство ему
Небесное! Подробностей не знаю... В каком положении остались книги Виктора
Васильевича? Книги у него очень ценные и, да и много у него их. Жаль, если
они будут рассеяны... А. Т.»
52 Митрополит
Рижский и Латвийский Леонид (Лев Львович Поляков) родился в 1913 г. в семье
военного врача. В 1939 г. окончил Ленинградский медицинский институт.
Участник Великой Отечественной войны — врач. В ноябре 1949 г. рукоположен в
диакона, в том же месяце — в священника. В 1952 г. окончил Ленинградскую
Духовную Академию, в сентябре этого же года принял постриг в
Псково-Печерском монастыре. В 1953 г. возведен в сан архимандрита. В январе
1958 г. — в звании профессора Московской Духовной семинарии. В 1959 г. —
епископ Курский и Белгородский. С апреля 1962 г. — архиепископ. В 1964 г. из
Ярославля переведен архиепископом на Пермскую кафедру. В августе 1966 г.
назначен архиепископом Рижским иЛатвийским. С октября 1979 г. — митрополит
Рижский и Латвийский. Отошел ко Господу 8 сентября 1990 г. Похоронен рядом с
о. Таврионом.
33 Патриарх Алексий
I (Сергий Владимирович Симанский) родился в 1877 г. В 1943 — 1945 гг. —
митрополит Ленинградский и Новгородский. Патриарх Московскийи Всея Руси с
1945 г. Участник деятельности Церкви по сбору средств в Фонд обороны и
борьбы за мир. Отошел ко Господу в 1970 г.
54 Старец Косьма
(Кузьма Иоаннович Смирнов) родился 22 октября 1885 г.
в Ярославской губернии, в семье крестьянина. В
1910 г.— послушник Валаамской обители. В 1914 г. мобилизован в армию. 15
марта 1924 г. пострижен в монашество с именем Кирилл. С 10 июня 1924 г. —
иеродиакон. С 9 мая 1925 г. — иеромонах. 2 февраля 1931 г. арестован.
Отбывал в лагерях Беломорканала 9 лет. С 1943 г. служил в Латвии. 30 марта
1953 г. возведен в сан игумена, вскоре — архимандрита. 23 октября 1953 г.
назаначен духовником Спасо-Преображенской пустыни. 26 июня 1968 г. принял
великую схиму с именем Косьма. Отошел ко Господу 29 июня 1968 г.
55 Весной 1977 г.
архимандрит Таврион благословил крест-мощевик Ксении Старцевой, хранящийся в
то время у м. Ксении (Верхоланцевой) в г. Усолье. По его благословению она
привезла крест-мощевик в Пермь. Отец Таврион ей писал: «Усольские мне
телеграфировали о том, что вы их навестили, и они весьма рады. Спасибо Вам
за труды! А потом кратенько напишите, как они Вас приняли. Как себя
чувствует архим. Иоанн? А. Т. Март 1977 г.» Впоследствии этот крест хранился
у архимандрита Иоанна (Чувызгалова), который в течение 25-и лет был ее
духовником. По благословению о. Иоанна в 1980-е гг. Ксения ездила в
Пюхтинский монастырь. В знак благословения Пюхтинской обители архимандрит
Иоанн передал через Ксению частичку мощей вмч. Варвары, которую изъял из
креста. После смерти о. Иоанна в 1994 г. крест-мощевик по некоторым
обстоятельствам оказался у монахини Рижского монастыря Анны (Исяевой),
уроженки г. Кудымкара Пермской области. Схимонахиня Ксения (Старцева)
справедливо считает, что надо вернуть крест на Пермскую землю, так как он
был благословлен старцем о. Таврионом именно ей.
56 Митрополит
Тетрицкаройский Зиновий (Захарий Иакимович Мажуга) родился 14 сентября 1896
г. Поступил в Глинскую пустынь в 1914 г. В 1920 г.
пострижен в рясофор, в 1921 г. — в мантию. В
1922 г. после закрытия обители поступил в Дарндовский Успенский монастырь
Сухумской епархии. В 1924 г. рукоположен в иеродиакона. 18 января 1925 г. —
в иеромонаха. В 1936 г., когда служил в Ростове-на-Дону, арестован. Отбывал
срок 5 лет «за рясу» на Урале. В 1942 — 1945 гг. служил в Тбилисском
Сионском Успенском соборе. В 1945 г. присутствовал на интронизации Патриарха
Московского и всея Руси Алексия I, тогда же возведен в сан игумена. С 1950
г. — архимандрит. В 1952 г. назначен членом Св. Синода Грузинской
Православной Церкви. 30 декабря 1956 г. хиротонисан в епископа. В 1972 г.
возведен в сан митрополита. Был наделен даром прозорливости и духовного
утешения. Отошел ко Господу в схиме с именем Серафим 8 марта 1985 г.
Воспоминания
об архимандрите Таврионе
1 Протоиерей Сергий
Иванович Костарев родился 6 сентября 1941 г. в семье служащего. Уроженец В.
Муллинского района Пермской области. В 1959 — 1967 гг. получил образование:
высшее педагогическое (заочно), юридическое (заочно), Ленинградская Духовная
Академия (очно). Кандидат Богословских наук. 25 сентября 1966 г. посвящен в
сан диакона митрополитом Никодимом (Ротовым) Ленинградским и Новгородским. 2
октября 1966 г. во Всехсвятском храме г. Перми возведен в сан священника
Леонидом (Поляковым), архиепископом Пермским и Соликамским. В 1968-1969 гг.
служил в Ленинградской епархии. В 1969-1972 гг. — в Рижской епархии. В
1972-1975 гг. — в Вологодской епархии. В 1975-2009 гг. в Пермской епархии. С
24 октября 1990 г. по 11 июля 2004 г. находился в юрисдикции РПЦЗ. 12 июля
2004 г. принят в клир Пермской епархии.
1
Протоиерей Сергий Иванович Костарев родился 6 сентября 1941 г. в
С 1997 г. — член Международного Общества прав
человека при Российской секции (г. Москва). Протоиерей
Сергий Костарев
Духовное
наследие архимандрита Тавриона.
1 Записи проповедей
архимандрита Тавриона были произведены в начале 1970-х гг. на магнитофон
Sony. Позднее текст был перенесен на компакт-диск. Качество записи, к
сожалению, оставляет желать лучшего. Текст речей автор записывала и
систематизировала в течение нескольких месяцев. В ходе работы удалены
незначительные повторения и выправлены разговорные обороты речи. Язык
проповедей о. Тавриона своеобразен, украинский акцент придает тексту
некоторую особенность.
2
Из архива П. Н. Агафонова, канд. ист. наук.
3
Там же.
4 Там же.
к содержанию
|