МАРИЮ БОГООТРОКОВИИУ ВЕРНО ДА ВОСХВАЛИМ, ДНЕСЬ БО ВВОДИТСЯ ВО СВЯТАЯ СВЯТЫХ, ВОСПИТАТИСЯ ГОСПОДУ

Архиепископ Леонид (Поляков)

Предание, Промыслом Божиим сохранившееся в лоне Православной Церкви, повествует, что Пресвятая Дева в трехлетнем возрасте во исполнение обета, данного при Ее зачатии, с большой торжественностью, в сопровождении отроковиц с горящими свечами была приведена в храм Иерусалимский.

 Когда Святая Дева приблизилась к храму, навстречу Ей вышел первосвященник Захария. Захария, прозрев в Ней особенную благодать Божию, ввел Ее во Святая-святых храма, куда лишь один раз в год, в день очищения, имел право входить один только первосвященник с жертвенной кровью.

 Событие Введения во Святая-святых храма настолько было необычным, что, как воспевает Церковь: Ангелы, вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева вниде во святая святых? (из 9-й песни 1-го канона празднику), предугадывая в этом событии великую тайну Божественного Домостроительства.

 Святое-святых, тогда уже не имевшее Ковчега Завета, было совершенно пусто, и этим как бы засвидетельствовало об окончании подзаконных времен…

 Приведенная Богоотроковица осталась в храме, обучаясь благочестию, до времени обручения Ее Праведному Иосифу.

 Пребывает Дева в храме, предуготовляя Себя к Богоматеринству, готовясь вместить Невместимого и стать одушевленным Ковчегом Нового Завета, которому надлежало содержать в Себе не каменные скрижали с писанным Законом, а Самого Законодавца.

 Днесь храм одушевленный и Великого Царя в храм входит Тому уготоватися в Божественное жилище… Вхождением в храм Богоотроковица отдаляется от греховности мира, приближается к ангельскому миру, становится Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, истинным Святая-святых Храма, одушевленным Ковчегом Закона Божия.

 Вхождение Приснодевы в храм знаменует собой величайшее событие не только в жизни Пресвятой Девы, но и всего человечества. Своим вхождением в храм Пречистая полагала начало тому, что видели пророки в сени и образе. На Ней совершиться должны предсказания пророков: Ею исполняются вековые ожидания израильского народа, от Нее должен принять плоть Тот Человек, Который пришел спасти род человеческий. Введение во храм Пресвятой Девы является гранью обоих Заветов, исполнением пророчеств завершается Ветхий Завет и открывается Новый. Писание мимотече и оскуде закон, якоже сень, и благодати лучи воссияша (из 7-й песни 1-го канона праздника). В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает (из тропаря праздника). Она предвозвещает Того, Кто распростер руки Свои на Кресте за грехи людей; Того, Кто пришел примирить человека с Богом; Того, Кто обещает упокоение обремененным грехами (Мф. 11, 28), а не проклятие, как Ветхозаветный Закон (Втор. 27, 26).

 Заповеди Ветхого и Нового Заветов даны одним и Тем же Законодателем. Ветхий Завет, предуготовляя путь Солнцу Правды, подвергал людей, не примиренных с Богом, наказанию. С Пришествием же в мир Христа, примирившего людей с Богом, человеку даруется не только оставление грехов, но и оправдание, и освящение, и благодать Святого Духа, через которую люди из состояния рабства возводятся в великое достоинство сынов Божиих (Гал. 3, 26; 4, 6), становится новой тварью (Гал. 6, 15).

«Словом Евы указано Древо, за которое Адам изгнан из рая; а Слово, родившееся от Девы, явило крест, через который разбойник на место Адама введен в рай» (Св. Иоанн Златоуст). Из неяже (то есть Евы) преступление произыде… Богородица днесь приводима в дом Божий (из 3-й песни 1-го канона праздника).

Пребывая в храме в постоянной молитве, в полном отрешении от греховного мира, Пресвятая Дева соделалась храмом воплотившегося Бога Слова. Она явила Собой совершеннейший образец всецело святой, неизменно подвижнической жизни, напоминая всем нам о великом достоинстве человека, призванного быть храмом Святого Духа (1 Кор. 3, 16).

Своей жизнью Пресвятая Дева учит нас, что верой, смирением, трудом, богомыслием и постоянным памятованием о Боге каждый может сделаться обителью Господа, храмом Святого Духа.

Потщимся уподобиться Пресвятой Деве Марии в Ее ревностном обучении себя благочестию. Потщимся подвизаться добрым подвигом веры, держаться Вечной жизни, к которой мы призваны (1 Тим. 6, 12). Всегда пребывая в молитве и храме Божием, стяжала Пречистая многоценный венец в вечности. Последуем и мы Ее примеру, непрестанно молясь, будем преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости (1 Тим. 6, 11), в чем поможет нам Сама Богоотроковица, вводимая ныне в храм Божий воспитатися Господу.  Ионинский листок № 51 (326), 2005

В Москве в марте 1918 г. был создан Совет объединенных приходов, организованный и возглавляемый А.Д. Самариным и Н.Д. Кузнецовым, ставивший своей задачей защиту храмов и монастырей, которым угрожало закрытие. Совет издавал «Еженедельник», где печатал свои постановления, сформировал группу охраны Патриарха на Троицком подворье, когда Первосвятителю угрожала расправа. В северной столице особенно заметную роль играло Братство приходских советов Петрограда и епархии, позднее преобразованное в Общество православных приходов Петрограда, а всего в городе на Неве в годы гражданской войны возникло более 20 братств, в основном созданных наиболее активными приходскими общинами. Они провели две конференции, на одной из которых был принят примерный общебратский устав, избран совет общебратского союза, просуществовавший до весны 1922 г.

В отличие от дореволюционных времен главной целью братств было духовное воспитание христиан, способных сохранить жизнь по вере в условиях гонений. Особую роль сыграло созданное в Петрограде в январе 1918 г. Александро-Невское братство, которое помогло спасти от ликвидации в это время Александро-Невскую Лавру. Находясь под «дамокловым мечом» репрессий в течение всех лет своего существования, оно проявляло удивительную активность и разнообразие видов деятельности. История братства свидетельствует о том, что оно было одной из самых оптимальных форм объединения верующих в условиях безбожных гонений. Александро-Невское братство представляло собой живой, динамичный организм – конкретные виды и формы его работы и внутренней жизни неоднократно менялись с учетом изменения общественно-политических и социальных условий. В известном смысле оно представляло собой стержень жизни епархии, на протяжении четырнадцати лет играя заметную роль во всех важнейших событиях этой жизни, в частности, активно борясь с обновленческим расколом, и, противодействуя иосифлянскому разделению.

Важным направлением деятельности братства являлось создание полулегальных монашеских общин в миру, а также монашеские постриги молодых людей (в том числе тайные) с целью сохранения института монашества в условиях массового закрытия существовавших ранее обителей. Братские отцы всегда считали одной из основных своих задач подготовку молодых образованных священнослужителей, что в условиях ограничения, а затем и полной ликвидации духовного образования позволило бы сохранить кадры духовенства, способного в будущем осуществить возрождение Церкви. Деятельность братства очень помогала сплочению верующих всех возрастов и сословий перед лицом яростных антицерковных гонений. К 1932 г. его жизнь отнюдь не затухала, продолжался приток образованных молодых людей – студентов, аспирантов, учащихся техникумов и т.д. Численность братчиков редко превышала 100 человек, но это была выдающаяся по своим духовным качествам группа верующих.

Все руководители братства кроме будущего митрополита Ленинградского Гурия (Егорова) погибли в 1936-1938 гг., почти полностью было уничтожено и первое поколение молодых монахов, принявших постриг до 1932 г. Но в основном уцелели те братчики, которые на момент разгрома еще являлись подростками. Именно из этого слоя вышли четыре будущих видных архиерея – митрополиты Иоанн (Вендланд), Леонид (Поляков), архиепископы Никон (Фомичев), Михей (Хархоров) а также другие священнослужители. Семена, посеянные братскими отцами дали свои благодатные всходы. Если бы не ужасные репрессии 1930-х гг. таких «всходов» было бы гораздо больше. Михаил Шкаровский Влияние Всероссийского Поместного Собора 1917 – 1918 гг.  в советскую эпоху

Биография и труды

Высокопреосвященнейший митрополит Леонид родился 19 февраля 1913 года в Петербурге в семье врача, получил религиозное воспитание, подростком состоял членом Александро-Невского братства вместе с будущим митрополитом Иоанном (Вендландом), архиепископом Никоном (Фомичевым) и другими будущими священнослужителями.

После окончания средней школы, химического факультета и Ленинградского педиатрического медицинского института в 1939 году работал врачом-терапевтом. В качестве врача принимал участие в финской кампании и в Великой Отечественной войне, за что награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За участие в Великой Отечественной войне».

Во время Отечественной войны он работал в госпитале под Ленинградом и регулярно передавал провизию (часть своего повышенного пайка) митрополиту Алексию (Симанскому, будущему Патриарху Алексию I), делившему со своей паствой все тяготы блокады. В конце войны его направили в госпиталь, в котором проходили лечение и реабилитацию заключенные концентрационных лагерей. До него там уже успело смениться несколько врачей, на которых поступало очень много жалоб, так что ему поручили разобраться, в чем дело. Владыка любил вспоминать, как он почти сразу же догадался, что люди, прошедшие через ужас заключения, хотели уезжать из госпиталя не по одному, а вместе. И он стал присматриваться, выяснять, кто с кем дружит, и таких «товарищей» стал выписывать одновременно (чуть передерживая одних, и выпуская других немного недолеченными). Жалобы сразу же прекратились.

13 ноября 1949 рукоположен в диакона, а 20 ноября того же года — в священника митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым). Пастырское служение проходил Спасо-Преображенском соборе Ленинграда.

В 1952 году окончил экстерном Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. 1 сентября 1952 года в Псково-Печерском монастыре пострижен в монашество архимандритом Пименом (Извековым) с именем Леонида. С 1 сентября 1953 по июль 1957 года был доцентом Ленинградской духовной академии. 18 июля 1957 года возведен в сан архимандрита патриархом Алексием I и назначен инспектором Московской духовной академии и семинарии с ведением курса гомилетики (науки о проповедничестве). В январе 1959 г. защитил магистерскую диссертацию «Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность», тогда же ему было присвоено звание профессора.

Ввел обязательную ежедневную проповедь в академическом храме (причем проповедовали не только студенты, но и преподаватели). Кроме того, заменил диктант на вступительном экзамене на изложение отрывка из Евангелия, что позволило «отсеивать» некомпетентных в церковных вопросах абитуриентов, направлявшихся в семинарию властями.

11 июня 1959 года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. Чин хиротонии совершали: митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, архиепископ Виленский и Литовский Роман, епископ Дмитровский Пимен.

 Поддерживал отношения с архиепископом Ермогеном (Голубевым) и группой московского духовенства, в которую входили священники Александр Мень, Глеб Якунин, Николай Эшлиман, Дмитрий Дудко, Александр Куликов. Выступил вместе с 10 архиереями против решений Архиерейского Собора 1961 года. ( На Архиерейском Соборе 1961 года было принято решение, согласно которому власть в приходах передавалась «исполнительным органам». Они назначались местными органами советской власти, а настоятель не только не возглавлял этот исполнительный орган, но даже не был его членом. С этого времени он имел статус «рабочего по договору», который приходской совет мог расторгнуть в одностороннем порядке в любое угодное ему время. ) Несмотря на давление со стороны работников Совета по делам религий, отказался отозвать свою подпись под письмами на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I и председателя Совета Министра Н. Подгорного. С этого времени находился в опале.

9 апреля 1962 года, по предложению Патриарха Алексия, Преосвященный Леонид был назначен епископом Можайским, викарием Московской епархии, управляющим Курской епархией, а также на пост председателя Хозяйственного управления Патриархии и настоятеля Богоявленского патриаршего собора. Инициативный, деятельный епископ, говорящий блестящие проповеди и умеющий привлекать молодежь, был сразу же замечен властями, и по настоянию Совета по делам религий перевели из Москвы.

29 апреля 1962 года возведен в сан архиепископа. 13 июня того же года освобожден от управления Курской епархией.

11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке.

Избран почетным членом Московской духовной академии.

С 5 августа 1963 года — архиепископ Ярославский и Ростовский. С 20 мая 1964 года — архиепископ Пермский и Соликамский. Сыграл большую роль в обеспечении приходов Пермской епархии богослужебной литературой, когда потребность в ней была очень острой.

16 июня 1964 года присвоена высшая ученая степень доктора Церковной Истории.

7 июля 1966 года назначен временно управляющим Свердловской и Челябинской епархией (до октября того же года).

8 октября 1966 года назначен архиепископом Рижским и Латвийским и освобожден от временного управления Свердловской епархией. 7 сентября 1979 года возведен в сан митрополита. Приглашал в свою епархию образованных людей из Москвы и Петербурга для возможного рукоположения в священники и дальнейшего служения. Пользовался уважением прихожан.

Оказывал покровительство почитаемому многими верующими архимандриту Тавриону (Батозскому), который в период его управлении епархией стал духовником Рижского женского монастыря близ Елгавы.

Многолетнее служение митрополита Леонида было высоко оценено Священноначалием Русской Православной Церкви. 16 февраля 1983 года награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского 2-й степени. 12 июня 1984 года в связи с 25-летием архиерейской хиротонии награжден орденом Св. равноапостольного князя Владимира 2-й степени. 20 августа был награжден правом ношения второй панагии. 2 февраля 1988 года в связи с 75-летием награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского 1-й степени. В связи с 30-летием епископской хиротонии награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского 1-й степени (указ от 11 июня 1989 г.).

Скончался 8 сентября 1990 года на 77 году жизни. Похоронен, согласно завещанию, в пустыньке, напротив могилы отца Тавриона.

  1. Иеросхимонах Амвросий Оптинский и его значение в истории русского монашества.
  2. Учебник Нравственного богословия применительно к типовой программе духовной семинарии.
  3. Курс лекций по истории Русской Церкви, прочитанных в Ленинградской духовной академии в 1953-1957 гг.
  4. Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность (Магистерская диссертация).
  5. Вознесение Господне // Журнал Московской Патриархии. — М., 1954. — № 6.
  6. Преображение Господне // Журнал Московской Патриархии. — М., 1954. — № 8.
  7. Схиархимандрит Паисий Величковский (к 160-летию со дня смерти) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1954. — № 10.
  8. Старец Паисий Величковский как учитель аскетики // Журнал Московской Патриархии. — М., 1956. — № 10.
  9. Впечатления паломника (О Троице-Сергиевой Лавре) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1957. — № 2.
  10. Литературное наследство Паисия Величковского // Журнал Московской Патриархии. — М., 1957. — № 4.
  11. К 250-летнему юбилею Ленинграда // Журнал Московской Патриархии. — М., 1957. — № 7.
  12. Встреча молодых христиан-участников VI Всемирного фестиваля молодежи в Троице-Сергиевой Лавре // Журнал Московской Патриархии. — М., 1957. — № 9.
  13. Годичный акт в Московской духовной академии // Журнал Московской Патриархии. — М., 1957. — № 10.
  14. К годовщине избрания Святейшего Патриарха Викентия почетным членом Московской духовной академии // Журнал Московской Патриархии. — М., 1957. — № 10.
  15. Филаретовские дни в Троице-Сергиевой Лавре и в Московской духовной академии // Журнал Московской Патриархии. — М., 1957. — № 12.
  16. В гостях у Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. — М., 1958. — № 5.
  17. Афон и русское монашество // Журнал Московской Патриархии. — М., 1958. — № 8.
  18. Начало учебного года в Московских дух. школах // Журнал Московской Патриархии. — М., 1958. — № 9.
  19. Годичный акт в Московской духовной академии (10-летие возвращения Моск. дух. академии в стены Троице-Сергиевой Лавры) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1958. — № 11.
  20. Московская дух. школа. Дни памяти митр. Филарета // Журнал Московской Патриархии. — М., 1959. — №1.
  21. Зимние каникулы в Московских дух. школах // Журнал Московской Патриархии. — М., 1959. — № 2.
  22. Из жизни Московских духовных школ // Журнал Московской Патриархии. — М., 1959. — № 5.
  23. Речь при наречении во епископа Курского // Журнал Московской Патриархии. — М., 1959. — № 8.
  24. Церковные торжества в г. Курске (200-летие со дня рождения преп. Серафима Саровского) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1959. — № 9.
  25. Слово в Неделю сыропустную // Журнал Московской Патриархии. — М., 1961. — № 2.
  26. Слово на Богоявление Господне // Журнал Московской Патриархии. — М., 1963. — № 1.
  27. Поучение в неделю мытаря и фарисея // Журнал Московской Патриархии. — М., 1964. — № 3.

"Святитель Леонтий, епископ Ростовский // Журнал Московской Патриархии. — М., 1964. — № 6.

  1. Афон в истории русского монашества XI-ХVIII вв." (Докторская диссертация) // Богословские труды. — Вып. 1970. — Сб. 5.
  2. Слово в Неделю Ваий // Журнал Московской Патриархии. — М., 1965. — № 4.
  3. Слово в неделю 2-ю по Пятидесятнице // Журнал Московской Патриархии. — М., 1967. — № 7. — С. 28-29.
  4. Слово в неделю всех святых // Журнал Московской Патриархии. — М., 1970. — № 7. — С. 44-45.
  5. В неделю 27-ю по Пятидесятнице // Журнал Московской Патриархии. — М., 1970. — № 12. — С. 35-36.
  6. Слово в первую неделю Великого Поста // Журнал Московской Патриархии. — М., 1971. — № 3. — С. 26-27.
  7. Слово в неделю жен мироносиц // Журнал Московской Патриархии. — М., 1971. — № 5. — С. 30-31.
  8. Слово в неделю 13-ю // Журнал Московской Патриархии. — М., 1971. — № 9. — С. 40-41.
  9. Слово в день празднования памяти митр. Алексия, святителя Московского и всея Руси чудотворца // Журнал Московской Патриархии. — М., 1978. — № 2. — С. 31.

Источники:

  • Абашев Леонид, протоиерей. Митрополит Рижский и Латвийский Леонид [(Поляков) (некролог)] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1991. — № 4. — С. 37-38.
  • Из жизни епархий: Рижская епархия (юбилей архипастыря) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1983. — № 10. — С. 17-18.
  • [Извещение о кончине митрополита Рижского и Латвийского Леонида] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1990. — № 11. — С. 13.
  • Наречение и хиротония архимандрита Леонида (Полякова) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1959. — № 8. — С. 25-28.
  • Нелюбов Б., доцент. Архиепископ Пермский и Соликамский Леонид - доктор церковной истории // Журнал Московской Патриархии. — М., 1965. — №4. — С. 24-25.
  • [О назначении архиепископа Пермского и Соликамского Леонида архиепископом Рижским и Латвийским] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1966. — №11. — С. 2.
  • [Об освобождении архиепископа Пермского и Соликамского Леонида от временного управления Свердловской и Челябинской епархиями] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1966. — №11.
  • [Поручить архиепископу Пермскому и Соликамскому Леониду временное управление Свердловской и Челябинской епархиями] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1966. — №8. — С. 1.
 
 

Владыка Леонид (Поляков), современник и епископ отца Тавриона  (составлено Анной Федоровной)

Постараюсь составить небольшое сообщение о митрополите Леониде (Полякове), современнике и ближайшем «соседе» почитаемого и любимого всеми нами отца Тавриона. Это сообщение не является исторической справкой, так как я при его составлении пользовалась не столько официальными источниками, сколько воспоминаниями близко знавших его людей. Поэтому, если кто-то заметит неточность, или же сможет что-то добавить – буду очень благодарна. Владыка Леонид (Лев Львович Поляков) родился 19 февраля 1913 года в Петербурге в семье врача, получил религиозное воспитание, еще подростком состоял членом Александро-Невского братства (вместе с будущим митр.Иоанном (Вендландом), архиеп. Никоном (Фомичевым) и другими будущими священнослужителями – см. об этом : Шкаровский М.В. Александро-Невское братство 1918 - 1932 годы. СПб., 2003). В 1939 году он окончил Ленинградский медицинский институт и до начала войны работал врачом-терапевтом. В качестве врача он принимал участие в Финской кампании и в ВОВ. Во время Отечественной войны он работал в госпитале под Ленинградом, и регулярно передавал провизию (часть своего повышенного пайка) митрополиту Алексию (Симанскому), делившему со своей паствой все тяготы блокады. В конце войны его направили в международный госпиталь, в котором проходили лечение и реабилитацию заключенные концентрационных лагерей. До него там уже успело смениться несколько врачей, на которых поступало очень много жалоб, так что ему поручили разобраться, в чем дело. Владыка любил вспоминать, как он почти сразу же догадался, что люди, прошедшие через ужас заключения, хотели уезжать их госпиталя не по одному, а вместе. И он стал присматриваться, выяснять, кто с кем дружит, и таких «товарищей» стал выписывать одновременно (чуть передерживая одних, и выпуская других немного недолеченными). Жалобы сразу же прекратились. 13 ноября 1949 года он принял сан дьякона, а через неделю – священника. В 1952 году – был пострижен в монашество с именем Леонид и окончил экстерном ЛДА со степенью кандидата богословия (через пять лет он стал магистром богословия и профессором). С 1957 по 1959 год был инспектором МДС и преподавателем гомилетики. За эти два года он успел ввести много преобразований в семинарии, а главное – приобрести себе друзей в лице семинаристов. Преобразований было много, назовем только два. Первое – это обязательная, ежедневная проповедь в академическом храме (причем проповедовали не только студенты, но и преподаватели). А второе – замена вступительного диктанта на изложение. В то время в семинарию многие поступили по заданию партии, и, чтобы отсеять таких абитуриентов, было введено изложение. Поступавшие тогда в семинарию со смехом вспоминают, как их посадили в класс, вышел старенький священник с очень плохой дикцией (он шепелявил) и прочитал отрывок из Евангелия (про Преображение) на церковно-славянском (!). Читал он его таким образом, что ПОНЯТЬ его было невозможно, можно было только УЗНАТЬ, на что и рассчитывал владыка Леонид. Церковные ребята без труда изложили этот отрывок, а вот комсомольцы чего только не написали – владыка позже любил зачитывать выписки из этих «изложений». Владыка обладал необычайным чувством юмора (даже близкие его, например мама, никогда не знали, серьезен он, или шутит). Это чувство, вместе с врожденным даром педагога, сделало его прекрасным инспектором и руководителем для нескольких десятков мальчишек. Между собой они называли его «Миленький» - так он обращался к ним на исповеди, но вытягивал при этом всю душу. Строгий, но в то же время заботливый инспектор заменил многим семинаристам отца (больше половины мальчишек росло без отцов – ему досталось самое «военное» поколение). Он всегда знал, какую шалость можно спустить, а за что надо наказывать. Те, кого он «простил» изо всех сил старались не подводить его. Часто он подкидывал мальчишкам деньги, покупал угощение, всегда учил тех, кто был иподиаконами, делиться с остальными (см. воспоминания о годах учебы митр. Филарета (Вахромеева) и о. Вячеслава Винникова). Чем выше он ценил человека, тем строже к нему относился, и тем ближе сходился с ним. Одного из тогдашних семинаристов (впоследствии близкого друга Владыки, московского протоиерея) он выделил еще при поступлении и тогда же взялся за него. Сначала он долго выяснял у перепуганного юноши, почему тот не состоит в комсомоле («Вы что же это, не относитесь к передовой молодежи?»). Потом он больше часа гонял его по Св. Писанию и Закону Божию, заставил наизусть пересказать половины последования литургии, и напоследок сказал: «Как я вижу, вы нам не подходите для первого класса семинарии. Совсем не походите, молодой человек». Абитуриент не обратил внимания на слова «для первого класса» и удрученно поплелся, со слезами на глазах, к преподобному, в полной уверенности, что провалился. А на следующий день увидел свою фамилию под словами «Зачислен во второй класс семинарии». После двух лет инспекторской деятельности архимандрит Леонид присутствовал на обеде в Чистом переулке. Обстановка была домашней, и Патриарх заинтересовался фамилией отца архимандрита: «Поляков? Во время блокады начальник госпиталя, Лев Львович Поляков, спас меня от голодной смерти, передавая мне часть своего пайка. Только жаль, что я его никогда не видел… Он, случайно, не Ваш родственник?». По реакции отца Леонида Патриарх все понял и был растроган до слез. Через несколько недель отца архимандрита рукоположили во епископы и направили в Курскую епархию. В 1962 году вернулся в Москву и стал настоятелем Елоховского собора. Инициативный, деятельный епископ, говорящий блестящие проповеди и умеющий привлекать молодежь, был сразу же замечен властями, и через год его перевели из Москвы, он сменил за два с небольшим года три кафедры, пока его не назначили в Ригу – теперь уже навсегда. После этого у большинства его учеников никогда не вставал вопрос – куда ехать в отпуск. Вплоть до 1990 года самые разные московские священники ( а также многие архиереи) с матушками и детьми отправлялись на Рижское взморье угощаться шпротами и угрями и наслаждаться общением с родным Владыкой. Владыка часто заранее знал (или вычислял), когда кто приедет, и, по многочисленным свидетельствам, высылал машину, или ехал сам встречать даже тогда, когда человек был уверен, что «делает сюрприз». Сюрпризы же и шутки самого владыки продолжали ставить всех в неловкое положение, отчего тот получал неизменное удовольствие. Но кроме того, владыка часто возил московских гостей по епархии, и молодые священники могли поучиться у него мудрости и быстроте реакции. Однажды его московский друг стал свидетелем того, как к митрополиту пришел клирик с отвратительной кляузой на собрата-священника. Тот начал свою жалобу словами: «Владыка, Вы недостаточно строго относитесь к священникам и их прегрешениям», после чего изложил «суть дела»: у старенького настоятеля храма, отсидевшего в свое время в лагере «за веру», дома живет женщина, которая помогает ему по хозяйству. По его словам выходило, что настоятель, вдовец, фактически таким образом вступил во второй брак. Владыка Леонид самым любезным образом поблагодарил жалобщика, пообещал принять меры и предложил «прийти завтра». Сам же в тот же день позвонил в Ленинградскую семинарию, которую окончил жалобщик, и проведя небольшое расследование, быстро обзавелся списком всех прегрешений «добродетельного» священника. Когда тот пришел на другой день, владыка с абсолютно непроницаемым лицом сказал ему: «Вы правы. Я тут долго думал, и понял что я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО недостаточно строго отношусь к священникам. Вот, вы например (тут последовал долгий список). Теперь я больше не буду либеральничать…» Священник буквально бросился ему в ноги и стал умолять о прощении. Только тут владыка повысил голос, и сказал, чтобы больше ни-ког-да он не слышал ни единой жалобы, а не то… Сравнивая нашу духовную жизнь с цветком, владыка говорил в своей проповеди (ЖМП 7/1967): «посмотрите на цветок, поставленный зимой в полутемную комнату. Он увядает и только-только не умирает в такой обстановке; о росте и о цветении не может быть и речи. И посмотрите на этот же цветок в залитой светом и и солнцем комнате или саду летом (…). Так и в духовной жизни. Христос – наш Свет, лучезарное Солнце, озаряющее нашу жизнь. Но мы обыкновенно живем вне этого Света, мы заслонились от него и даже как будто чувствуем себя спокойно, не ощущая этот яркий свет (…). Но зачем нам оставаться в полутьме, когда около нас стоит сияющий светом, животворящий благодатью Господь и Бог наш Иисус Христос? Пойдем же за Ним, с готовностью ответим на Его призыв, решительным порывом, горячей молитвой пойдем в пути новой жизни в сиянии благодатных лучей животворящего Солнца Правды – Иисуса Христа! И Господь Сам даст нам силы на этом пути и управит нас, лишь бы пламенно горело наше сердце устремлением к Нему! Аминь».

 
Содержание сайта