Архимандрит Таврион Батозский. Проповеди (1973-1977 гг.)

               
 

Архимандрит Таврион (Батозский) (+1978)

ЧУДЕСНОЕ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СМЕРТИ В 1920 ГОДУ

...Исповедуйте перед всеми живущими
что Он сделал для вас... Тайну цареву
прилично хранить, а о делах Божиих
объявлять похвально.
(Тов 12, 6-7)

     Великая и неисповедимая милость Божественного Промысла обильно проявилась в моей личной жизни, о которой, если я не буду возвещать, то горе мне, как неблагодарному рабу. Излившаяся благодать спасительного Промысла не должна остаться тайной, так как все это совершилось на глазах многочисленной монашествующей братии и при таких обстоятельствах, где человеческая мудрость и сила не в силах спасти и продлить жизнь.

     Был 1920 г. В январе месяце сего года я был мобилизован Советским правительством для отбывания воинской повинности. Мне в это время со дня рождения был 21 год. Будучи мобилизован, я был отправлен в г.Курск. По выяснении там нашего отношения к воинской службе, я намеревался немедленно возвратиться в славную Глинскую пустынь. 22 февраля рано утром я, тайно от других, оставил г.Курск и для удобства путешествия избрал путь по шпалам железной дороги. В этот же день я прибыл на станцию Льгов, где в ближайшем селении попросился переночевать. На следующий день рано утром я отправился в дальнейший путь, не имея с собой ни крошки хлеба. Изнуренный от пути и голода, я зашел в ближайшее селение попросить хлеба. Но на мою мольбу хозяин ответил горьким укором, и я со скорбным чувством о немилосердии современных христиан продолжал путь далее.

     К вечеру я пришел на станцию Корянево. Хотя я и узнал, что поезд на г. Рыльск отправляется только в 9 часов утра, все же не решился оставаться ночевать здесь, так как проситься на ночлег у местных жителей значило получить в ответ тяжелый укор, а потому я решил тут же вечером отправиться на Рыльск по путям железной дороги.

     Выходя со станции Корянево, я намеревался купить себе хлеба, но его не оказалось, потому что было время неурожая, голода и страшных его последствий. У торговцев съестными продуктами были некоторые продукты, но они были все мясные, а между тем была третья неделя Великого Поста, и я не решился нарушить пост.

     Так рассуждая, я двинулся в путь по шпалам. Вдруг я заметил, что откуда-то впереди меня появился старичок-крестьянин, в серой свитке с корзиной в руках. Он подошел ко мне, вынул из корзины два еще теплых пирожка и, подав их мне со словами: "Возьми, ты кушать хочешь", поспешно удалился. Я взял эти пирожки и обратился поблагодарить его, но его уже не было...

     Тогда я с благодарностью Богу съел пирожки и продолжал свой путь. Я достиг г.Рыльска в 11 часов вечера. Будучи первый раз в этом месте, я стал стучать в двери станции с просьбой приютить меня или указать мне дорогу на г.Рыльск. Однако в ответ из-за дверей услышал несколько грубых непонятных слов. Была темная, сырая, весенняя ночь. Дрожа от холода, сырости и голода, утомленный ходьбой, я склонялся ко сну. Несмотря на поднявшийся лай собаки, я пробрался в соседний коридор и лег на сыром каменном полу. Холод и голод лишили меня необходимой теплоты для сна, но все же я заснул, хотя и ненадолго. Очень скоро я встал. Холод пронизывал меня насквозь. Новая попытка заснуть не удалась, я не мог дольше лежать в таком холоде и сырости.

 

     И, несмотря на темную ночь, я снова отправился в путь. Не зная дороги, я скоро сбился с нее. Был густой туман. Растаявший от дневного весеннего солнышка снег изгладил следы дороги, и я очутился среди непроходимой массы кочек и болот. Оказавшись в столь затруднительном положении, я решил вернуться обратно на станцию. Но, увы, вместо станции я оказался на островке среди разлива воды. Таких островков было много вокруг меня. Блуждая по ним и переходя с одного на другой по колено в воде, я дошел до самого Сейма. Сейм уже был наполнен весенней водой, и поэтому я был лишен возможности переправиться на другой берег. Долго я обдумывал свой план переправы через Сейм. Я даже становился на большую оторванную льдину с тем, чтобы на ней с помощью палки переправиться на другой берег. Но льдина от тяжести моего тела всякий раз тонула и не повиновалась мне. Я был готов снять с себя одежду и, укрепивши ее на спине, броситься вплавь, но Спасительный Промысел Божий дал мне образумиться и укрепиться надеждой на скорый рассвет, который вскоре и наступил.

     Где-то пропел петух, который дал мне понять, что недалеко есть селение. Ходя вдоль берега, я время от времени стал своим ослабевшим голосом взывать о помощи, но объятое крепким предрассветным сном селение меня не слыхало, и помощь все не шла. Начинало светать. Через туман я стал понемногу слышать и видеть движение неопределенных фигур и стук ведер. Это начиналась ранняя работа женщин-хозяек, они брали воду в береговых колонках и промоинах. Черпая воду, они заметили меня и говорили между собой: "Смотри, лошадь, что ли, блуждает на том берегу реки?"

     Но по мере рассвета они ясно определили, что ходит человек, нечаянно попавший на острова и теперь ожидающий переправы на берег. Один из христолюбцев оказал мне милосердие, приехав на лодке, и мы переправились.

     Многие удивлялись, спрашивали, как я мог попасть туда, ведь рукава Сейма наполнены водой. Узнав у моего перевозчика дорогу в монастырь, я через город пошел к нему.

     В монастыре я остановился у о. Кессария, который принял меня с братской любовью. Я попросился у него немного отдохнуть. После приятного сна он накормил меня братским супом, который принес с трапезы, и напоил чаем. На другой день после чая я зашел в храм и в краткой молитве воздал благодарение Христу Спасителю и Его угоднику Святителю Николаю за сохранение моей жизни и за удержание от самонадеянного поступка. Однако все это было лишь началом проявлений Благодати спасающего и сохраняющего нас Промысла Божия.

     Имея при себе хлеб, данный о. Кессарием, я отправился в дальнейший путь - в Глинскую пустынь, идя большим шляхом. Я не мог понять, почему сейчас в моей памяти живо и ясно предстает пройденная мной жизнь и все продуманное в ней. Кроме того, в памяти стали появляться картины и события из жизни Христа Спасителя и Его Божественного домостроительства. Все эти воспоминания вызвали во мне чувство благоговения, благодарения и молитвы. Я невольно задавал себе вопрос - не случится ли сегодня что-либо роковое в моей жизни?

     Совершив путь в 45 верст, я еще к раннему вечеру пришел на Шалыгинскую горку, с которой в первый раз опять увидел славную Глинскую пустынь, которая своей белизной на фоне зеленых садов казалась похожей на только что расцветшую величественную лилию, а ее колокольня напоминала корабль, приставший к тихой лесистой пристани. Да, это поистине была пристань и спасительный корабль, который в продолжение многих лет стоял у пристани. Много, много житейских бурь разбилось в брызги и пену о священные стены. Якоря корабля были крепки. Это были облагодетельствованные старцы, которым открыта была от Господа судьба венценосцев и близость упадка благочестия. Да, сколько скитальцев юдоли земной отправил этот корабль на Тот берег, где вечная жизнь и блаженство. Сколько разбитых неудачами, суетой ложного мира жизней нашли в нем покой и правду.

     В эту святую обитель стремилась и моя истерзанная, расстроенная и исстрадавшаяся душа. Приближаясь к пустыни, я на пути к мельнице встретил препятствия. Это были размоины, но все же за счет своих больших и крепких сапог я перешел их. Придя на мельницу, я встретился с братией, которая обрадовалась моему внезапному возвращению. Тотчас пригласили разделить с ними чай и обогреться, а также и переночевать по случаю невозможности переправы в монастырь. Дорога идет недалеко от реки через топкий и низкий луг. Во время разлива невысокая речная насыпь затоплялась и смывалась, поэтому сообщение с монастырем становилось опасным и трудным. Братия с мельницы стала мне говорить: "Сейчас пройти в монастырь нет никакой возможности, так как вода с каждым часом и минутой прибывает, а ехать на телеге в эту пору никто уже не решится..."

     Я не был удовлетворен этим ответом. Я никак не мог согласиться с тем, что пройдя такой длинный путь, почти у стен монастыря я должен оставаться до следующего дня. Тут я должен признаться, что с самых детских лет и до сего события я никак не мог согласиться с тем, что есть для меня что-то невозможное. Самонадеянность, быстрота и твердость ощутимо и всецело овладели мной. Обдумавши план, я спросил у своих, нет ли у них лодки. Они мне ответили, что лодка есть, но худая и показали ее мне. Это меня не остановило. Я попросил у них каких-нибудь клочьев и принялся чинить дыры лодки. Насколько это было возможно, я исправил лодку. На мою просьбу о весле они дали мне длинный шест, настоящего весла не оказалось. На все предостережения братии я ответил: "БОГОМ МОИМ ПРОЙДУ СТЕНУ!" - с этими-то словами я оттолкнул лодку и оказался на реке. Отправляясь в плавание, я поднял свой подрясник повыше и опоясался поясом, чтобы было более удобно работать шестом, маленькую черненькую котомочку, в которой было Святое Евангелие и Миссионерские заметки да одна пара белья, прикрепил себе к поясу.

     Братия мельницы, поднявшись на высокую террасу, стояла у перил и, не сводя глаз, следила за моим плаванием. Солнце было уже на закате. Река с многими голыми ольхами и вербами была вся в полном разливе, напоминая собой бушующее море. Моя лодка начала быстро наполняться водой, проникавшей через щели. Все это было еще терпимо, но тут лодка попала на промоину, которая образовалась от обилия воды в этом месте. До этого лодка плыла по воде, текущей поверх льда, который еще не поднялся и не поломался. Глубина этого слоя воды была почти в аршин. В промоину, куда попала моя лодка, впадала глубокая канава, идущая с дальнего скита. Эта канавка при весенней воде превращалась в реку, получался быстрый и шумный круговорот. Попав на это опасное место, моя лодка затрепетала, как перышко, и, набравшись воды, стала тонуть. Опрокинув меня, она перевернулась вверх дном. Быстро выбравшись из-под нее, я залез на ее горб, т.е. на верх опрокинутой лодки, в надежде, что так я переправлюсь на берег, но она, опрокинув меня еще два раза, с водной быстрины пошла под лед.

     Я очутился среди моря бущующей воды, которая понесла меня до конца промоины с быстротою спущенной стрелы. Схватившись за край льда, я пытался взобраться на него, а там, я думал, хотя и по пояс в воде, смогу добраться до кучи конопли, которая вымачивается соседними крестьянами в прибрежье этой реки. Но когда я раза два усилился взобраться на верх льда, то у меня для этого не хватило уже сил. Но все же в третий раз я уже из последних сил сделал последнюю попытку... В этот самый момент огромная льдина, принесенная водой, защемила меня за сапоги и потащила под лед. Я успел только крикнуть отчаянно: "Ой!" Несомый льдом, я чувствовал, как моя голова в большой монашеской шапке беспрестанно ударяется об лед. С самого того момента, когда я пошел под лед, я не терял присутствия духа и сознания. Первые мои мысли подо льдом были таковы: "Вот, Тихон, конец тебе и твоим делам и желаниям! Как горел ты желанием приобрести познания и что-то совершить, а вот теперь на тебе исполняются слова Давида: "...И погибнут в тот день вся помышления твоя!.."

     При этих мыслях мне стало очень тяжело, к тому же я старался крепиться, чтобы не набрать в рот воды. Я вспомнил слова людей, говоривших, что для утопленников самая легкая смерть, но почему же мне так невыносимо тяжело?! И, не выдержав больше, я открыл рот и нос, в которые хлынула грязная и холодная вода, сразу наполнившая меня. Отяжелев, я почувствовал, что к чему-то прислонился и сел, поджав под себя ноги. Очутившись в таком положении, я сознавал, что нахожусь в пасти смерти, но робости и страха я не испытывал. Сидя так, я вспомнил слова Христа Господа, сказанные Им Своим ученикам на прощальной беседе: "Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам... просите и получите..." (Ин 16, 23-24).

     Крепко веруя в эти слова, я стал молиться Богу: "Господи Боже! Ради жизни возлюбленного Твоего Сына Господа нашего Иисуса Христа, спаси меня!" Я надеялся на спасение, но в то же время и не смущался при мысли, что если Господь и не пошлет мне теперь спасение, то значит лучше для меня умереть здесь, чем жить, а не потому, что он не услышал молитвы моей.

"ГОСПОДИ, СПАСИ МЕНЯ!"

     Молился я также и Богородице - заступнице рода христианского, Предтече Господню Иоанну, Святителю Николаю Чудотворцу, Великомученице Варваре, Великомученику Дмитрию, Святителю Иоасафу, епископу Белгородскому, и преподобному Серафиму Саровскому.

     Вспомнил, что я недавно исповедовался и приобщился Святых Тайн Христовых.

     Помощи все еще не было...

     При мысли, что мой безжизненный и разлагающийся труп всплывет на поверхность, я, чтобы люди узнали, что я скончался с верой в Распятого Христа, сложил пальцы для крестного знамения и, перекрестившись со словами: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!" - оставил сложенные пальцы, крепя их на левом плече, и в таком положении ожидал своего разлучения с телом.

     "Жив ли я?" - подумал я и, чтобы утвердиться в этом, стал ощупывать сложенными пальцами плечо, но плеча я почти не чувствовал, и рука моя едва повиновалась моим усилиям. Я уже не чувствовал ни холода, ни тяжести, но только ожидал нового мира! Вдруг от какого-то толчка я наклонился и, почувствовав тошноту, моментально был выборошен на поверхность. Плывя, я видел, как заходящее солнце бросало свои последние светло-багровые лучи на облака и на разлившееся море воды. Плывя, я не чувствовал ни холода, ни тяжести, я не тонул. Мне в голову приходила мысль: "Не бред ли это или, может быть, сон?" Чтобы увериться в этом, я протянул руку к кустарнику, мимо которого несла меня вода. Схватился руками за ветки, но ветки оборвались, я снова схватился, но они опять оборвались, я схватился в третий раз и на этот раз удержался и остановился. Тут я сразу почувствовал тяжесть собственного тела, холод и мокроту воды, которая проникала во все части моей одежды. Держась за веточку, я ухватился за две и за все вместе. Для крепости нагнувши их, стал на них ногами, а за другие, соединенные вместе, стал держаться руками.

     Хотя пристань моя в редком лозовом кусточке была малонадежная, но я все же немного успокоился и стоял по колени в воде на веточках, которые при неосторожном повороте могли сломаться, и я бы опять поплыл по водам. Собравшись с духом, я стал ослабевшим голосом звать на помощь и услышал с мельницы ответ:

     - Ты жив?

     - Жив, - ответил я.

     - Ну, крепись, спасен будешь!..

     Услышав эти слова, я стал крепиться. Солнце уже совершенно зашло, и наступила тьма. Поднялся сильный холодный ветер, который все на мне заморозил. Руки и ноги от изнеможения и холода онемели, отказываясь повиноваться движениям, которыми я хотел сохранить в себе теплоту, необходимую для сохранения жизни.

     Не меньше моего крушения испытала и мельничная братия. Она, видя, как я на их глазах с последним звуком "ой..." ушел под воду, страдала душой и горько раскаивалась в том, что пустила меня на опасной лодке, да еще в такую позднюю пору. И вот вдруг они слышат мой голос, взывающий о спасении, умоляющий о помощи.

     Отец Измаил, проникнутый истинно Христовой любовью, тотчас решил пренебречь всеми опасностями и пешком по размытой гребле пробраться в монастырь, сообщить о случившемся и подать скорую помощь. Переправа его совершилась благополучно. Придя в монастырь, он рассказал отцу архимандриту, настоятелю пустыни, о случившемся. Отец архимандрит Нектарий сейчас же поручил отцу Авелю дело спасения утопающего брата. Последний со свойственной ему быстротой и умением снарядил лодку с братией. Но плыть по реке было невозможно - лед, идущий навстречу, мог дать лишь новых утопленников. Тогда решено было запрячь телегу и отправить лодку к ближайшему берегу, т.е. к месту моей пристани. Так и сделали. Но когда на телеге была привезена лодка и спущена на воду, то она не смогла двигаться: мешали пни, покрытые водой, они не давали почти никакой возможности проникнуть к реке.

     Тут из монашеской братии выделилось четыре инока, которые решили во что бы то ни стало спасти брата или самим погибнуть за его спасение. Это были отец Ювеналий, отец Савин, отец Нифонт, отец Астион. Отец Астион сел у руля и стал управлять лодкой, отец Савин сел на носу и держал в руках два больших фонаря, а отец Ювеналий и отец Нифонт были гребцами.

     Насколько опасно и трудно было держаться на моем кустике, только один Господь знает! Томительно и длинно было для меня ожидание помощи. Сколько искренних молитвенных воплей моей страдающей души пронеслось до престола Божия, сколько обещаний, при воспоминании о которых трепещет и теперь мое неблагодарное сердце, - все это было произнесено на слабеньком лозовом кусточке!

     Время тянулось медленно. С мельницы не слышно было укрепляющего голоса, а виднелся только слабый огонек фонаря. Видны были огоньки берега, где братия с нетерпением ожидала моего спасения.

     Время все шло, я уже лишился голоса. Я приходил к уверенности, что если и придется братии спасти меня, то только для того, чтобы мне умереть в стенах монастыря, ибо все испытанное и случившееся со мной не в силах будет понести мое расстроенное здоровье.

     Но вот, наконец, я увидел, что какие-то два фонаря чуть заметно движутся все ближе и ближе. Я даже услышал голос, говоривший мне: "Тихон, раздевайся..."

     Как горьки были мне эти слова. Неужели, думалось мне, так тяжело и невозможно приехать, что требуется еще этот последний опасный шаг? Но по мере их приближения, я услышал их призыв: "Тихон, чаще отзывайся..." Я стал напрягать последние силы, чтобы хоть слабым голосом дать знать, куда плыть пловцам, которые быстро направили свою лодку к моему кустику. Когда лодка пристала ко мне, то я сам уже не мог поставить в нее ноги, и только с помощью отца Савина я встал в лодку и скоро был привезен на берег.

     Братия, узнавши, что я жив, в радости благодарила Бога. Не успел я стать на берег, как два каких-то дюжих монаха, набросив на меня шубу, подхватили под руки и почти бегом направились в братскую больницу. Снявши мокрую одежду и получивши возможную в монастырской больнице помощь, я уснул. Сон мой был спокойный и крепкий. Проснувшись наутро, я не чувствовал ни малейшей боли, и, когда я явился на глаза настоятеля, он, смотря на меня с удивлением, сказал:

     - Тихон, ты ли это?!

     Выслушав все подробности о случившемся, он воздал благодарение Богу за спасение и милость, проявившуюся на мне, и сказал мне:

     - Смотри же, не забывай того, что обещал Богу!

     Монашеская братия почти вся была уверена, что я не буду жить, но, благодарение Богу, я по-прежнему здоров и благополучен.

     Время с момента потопления до прибытия лодки к берегу длилось четыре с половиной часа. Я был привезен в больницу около одиннадцати ночи.

     Я по милости Божией был спасен, а котомочка моя оторвалась от пояса и погибла. Но вот через три месяца со дня этого события монастырские послушники ловили рыбу и у берега ближней мельницы, которая от места события отстоит более версты, своей подсадой вытащили со дна реки большой комок грязи. Когда стали его рассматривать, то оказалось, что в нем небольшая котомочка. Они сразу догадались, что это та, о которой говорил Тихон, что она погибла, оторвавшись от пояса. Очистив ее от ила, они представили ее мне. Когда я ее развязал, то Евангелие предстало открытым и занесенным илом на том самом месте, где Христос Господь сказал Марфе: "Я есмь воскресение и жизнь. Верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин 11, 25). Очистив его от грязи и высушив, я снова его переплел, и эта маленькая котомочка является вещественным неопровержимым свидетельством силы веры во Христа Спасителя. И действительно, если бы не сила имени Христова, то и я был бы найден занесенным илом, но не очищенным, а преданным земле, как должная дань ей.

     Все сказанное мной является только тем, что было мною испытано в действительности.

    Исповедую, что я был спасен Силою Божиею по молитвам Пресвятой Богородицы и Святых, к которым обращена была моя молитва подо льдом!

    Причина, побудившая меня передать подробно о случившемся со мной, есть Слава Божия, ибо не мое благочестие, которого я не имею, заслужило эту милость спасения, а единственно благодать и милосердие Божие дали мне жизнь.

    Я надеюсь, что своим рассказом о сем благодарении Божием хотя бы немного облегчу свою неблагодарность к Богу за Его Милосердие!

     БОЖЕ! КАК ДИВНЫ И ВЕЛИЧЕСТВЕННЫ ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ ТВОЕГО!!!

Курск, 19 октября 1926 г.-Пермь, ноябрь 1940 г.
(переписано) г.Рига, 1972 г. март
...>>

"Слава Тебе, Господи, в дни Твоей Пасхи я тащу эту тачку!"

Слово перед общей исповедью.

Благодатные эти минуты, которые мы здесь стоим. Итак, стоим мы перед исповедью. Священническое благодатное разрешение, которое он получил от Христа Спасителя, запечатлевает вас здесь. Поэтому с чем вы приходите, то вы и получаете. Пришел мытарь, он не смел даже войти в церковь, а стоял на паперти, бил в грудь, глаза поднял в небо и только говорил: «Боже, милостив буди мне грешному». И вышел из храма оправданный. Вот так точно вы. Человек должен сознавать, что Господь милосердный, а ты грешник и больше не рассуждай. Мы знаем, как блудный сынок и в то же время любимец вот так тоже погибал где-то далеко, в далекой стране. И когда пришел в жалкое состояние, все размотал, живя распутно, и стал гибнуть, вспомнил отца своего. Зачем же я гибну, пойду к отцу моему. Так точно каждый из вас, посмотри на свою жизнь? Сколько Господь тебе доброго дал, а как ты все это размотал. Хорошо бы если только размотал, а сколько ты зла себе и другим сделал. Жуткий стал, и теперь тебе не только возвратиться к отцу, а и самому на себя стыдно посмотреть. Но вспомни, что в жизни твоей есть Тот, Кто взял тебя к Себе, есть Тот, Кто истинно, свято любил тебя, — твой Отец. И вот этот сын понял это в той далекой стороне, а ведь в жалком состоянии оказался. Всего лишившись, он нанялся пасти свиней. И когда понял, что ему не дают той пищи, которой кормят свиней, решил вернуться к отцу. Так каждый, посмотри на свою жизнь, на свои грехи, что они тебе принесли? Удовольствие? Жалкий ты человек!

    * * *

    Почему Церковь жаждущая? Церковь едина, но Она трехчастна. Церковь торжествующая — это Богоматерь, святые ангелы и все святые. Церковь Божия воинствующая — это мы с вами. Церковь Божия жаждущая — это все усопшие в вере. Жаждущей Она именуется потому, что жаждет. А жаждет того, чтобы мы некоторых из них, ушедших в вечность, вспоминали, восполняя нашим усердием их недостающее усердие. Поэтому Она именуется — жаждущая Церковь. Итак, о памяти усопших должно у нас сознание быть — они есть жаждущие. Значит, во имя их надо творить молитву, особенно добрые дела приносить в память Христову. Поэтому вспоминаем нашу жаждущую Церковь, вспоминаем дорогих наших усопших, родителей, отцов и матерей наших, братьев, сестер, детей, воинов наших, жизнь свою на поле брани положивших. Вспоминаем всех тех, кого некому вспомнить. Итак, как за близких родных, так и за далеких, поем о них молитву Спасителю: «Со святыми упокой».

Спасибо за ваше доброе усердие! Вот видите, как хорошо вы поете —с приложением усердия, несмотря на то, что вы из самых различных мест и самый различный возраст у вас и характер. А вот при усердии все получается стройно, хорошо! Вот это характер Апостольской Церкви, когда в храме люди все как один поют! Тогда всех недоразумений, трудностей, которые встречаются в Церкви Божьей, не было бы. Так вот, надо стремиться к этому. Раз в церковь Божию ходим, надо в церкви Божией читать и в церкви Божией петь. Тем паче теперь, — все люди грамотные. Самое главное — принимать участие в церковном богослужении. Да поможет нам Бог!

* * *

    Приезжают люди и уезжают. И те, которые приезжают, и те, которые уезжают, не могут не составить известного доброго впечатления. Мы вас встречаем, как детей Божиих, и преподаем вам именно то, что велел нам Господь. А что нам велел Господь? Господь велел нам прощать вам грехи. Господь велел совершать для нас великое таинство. Он так сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». И вот вы, дорогие наши богомольцы, приходите к чаше Христовой. Эти моменты имеют неизгладимое для вас впечатление. Мы тоже вас принимаем, потому что каждый из вас лично приходит ко мне, рассказывает свои трудности, свои духовные переживания. Все это хорошо! Это объединяет нас. Вы приходите к нам получить духовное утешение ценное. А мы видим в вас выполнение воли Божией, которая лежит над нами. Господь велел прощать вам грехи. Мы прощаем вам грехи. Господь велел: «Сие творите в Мое воспоминание». Мы это делаем. Значит, у вас доброе воспоминание о пустыньке. Очень доброе! А по отношению к вам у нас умиленная истинная благодарность за то усердие, которым мы и существуем. И наше назначение в том, чтобы вам служить. А если не будем служить, мы никакого предназначения нашего не выполняем. Ведь эта обитель была создана в давнее время для просвещения и укрепления веры православной в этом крае. Вот так она и существует. Значит, первая обязанность наша — это духовное удовлетворение ваших духовных, религиозных чувств. Многие из вас приходят как бы в последней надежде для того, чтобы поправить здоровье, и для мира совести. Мы это понимаем. Значит, от нас зависит — умиротворить вашу совесть, обнадежить в вашем добром здоровье. И вот мы предлагаем вам то, что Господь уполномочил для вас делать. Поэтому вы для нас уже неизгладимы в мыслях, в нашем сознании, в долге о вас. Так точно и вы, находясь в разных местах, не можете забыть о нас. Потому что, кто бы вы ни были, но если вы раз побывали в пустыньке, то за вас молитва поется «Со святыми упокой», и за вас молитва поется «Под Твою милость». А потом, ранненьким утречком, мы совершаем то великое мироспасительное служение, в котором священники говорят: «Твоя от Твоих, о всех и за вся». Это за вас! Понятно? За вас!

В каждом месте, где вы будете, вспомните: в скромной пустыньке за вас приносится величайшая жертва. Не только за вас, но и за весь мир, говоря: «Твоя от Твоих, о всех и за вся». Разве это не ваши копеечки, разве не ваши свечки, разве не ваше милосердие, разве не ваше усердие? Ваше! Так вот: «Твоя от Твоих, о всех и за вся». Хорошо! Этим мы спасемся. Это первейшее наше назначение — выполнение нашего долга. И первейшее наше утешение, если мы его выполняем. Все это взаимно нас связывает. Вы слышите во время богослужения слово Божие, а потом краткое пояснение-напоминание. Этот долг мы несем! Это мы стараемся взаимно выполнить то, что лежит на каждом из нас. Да поможет нам Господь!

Смысл вашего прихода в обитель в том, чтоб в таинстве исповеди получить разрешение прегрешений и соответствующее ободрение, а также наставление, чтобы приходили чаще к чаше Христовой. А это есть величайшее благо для вашей жизни. Вам дается залог вечной жизни. Будете умирать — эти моменты вспомните! Станете пред судом Божьим — вспомните: Господи! Да, я страшный, крепкий, нераскаянный, не пришедший в чувства грешник, но мы стояли в обители и пели: «Твоя от Твоих, о всех и за вся». Ты сердцеведец. Это мы пели в добрые для нас моменты молитвы, которые восполняют йсю нашу жизнь. Ты же Сам сказал: «О всех и за вся». Значит, тут ни время, ни человек, ни обстоятельства, ничто не забыто. «О всех и за вся»! Человеку это трудно понять и объяснить, но по-божески это понятно. Потому что Бог Себя отдал за нашу жизнь. Совершает Таинство не священник, а Бог, Сын Божий, Великий Архиерей, а мы благодать только передаем, как труба. Труба ведь людей-то не питает, а через трубу люди получают воду живительную. Так точно и мы. Мы только передаем. А питает вас Дух Божий! Потому-то с таким благоговением как мы, так и вы, будем жить и благоговейно выполнять, каждый из нас лежащий на нас долг. Аминь.

* * *

    Что из себя представляет Божественная Литургия? Она начинается словами: «Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира за людской живот и его спасение». Заклание этого Божественного Агнца — наше возрождение. Мы ответственны перед людьми и друг перед другом. Так мы и за них должны что-то такое приносить. И нет могущественнее благодарности перед Богом, когда мы совершаем Божественную Литургию. Она именуется «Литургией», то есть благодарением, мы изливаем перед Господом свою благодарность. Почему она не именуется литургией покаяния, а благодарения? Потому что взял Господь на Себя наши грехи. Он Агнец, закланный за нас. Нам только созерцать, переживать и благодарить Агнца, Который взял на Себя грехи всего мира.

    Вот мы и предстоим. Поэтому наша молитва в Церкви так могущественна. Этой молитвой существует вся вселенная! Если этой молитвой существует вся вселенная, тем паче, конечно, каждому из нас легко спастись. Притом не какими-нибудь бедненькими стоим здесь. И не так, словно просим с таким гнетом. Нет! Заклан Агнец за тебя. И кто? Сын Божий! Поэтому мы, когда присутствуем на Божественной Литургии, возлежим на торжественном Божественном пире, брачном пире возлюбленного Сына Божия. Все это для того, чтобы устроить нас. Представим себе: все это дается на известном угощении, а тем более, когда человек идет на брачный пир. С какой радостью, с каким довольством идет! Смотрите, каким прекрасным бывает с любовью предлагаемое угощение. И видите: Господь Сам Собою нас питает и предлагает Себя! Поэтому Литургия заканчивается моментом, когда приступающим к чаше говорится: «Святая Святым»! Какая радость! Святые призываются получить Святое! Правильно!

    Священник принимает исповедь. Священник данной ему благодатью прощает вам согрешения. Если верите в это прощение, значит вы уже святые. Поэтомуто предлагается вам: «Святая Святым». А потом свя- щенник раздробляет этого Божественного Агнца. И это уже не хлеб и вино, а истинное Тело и истинная Кровь Христова, и говорит: «Разделяется и раздробляется Агнец Божий, раздробляемый, но не разделяемый, всегда едомый и николиже иждиваемый, но причащающиеся освящаяй». Пусть для некоторых это кажется странным. Но здесь, дорогие наши паломники и богомольцы, вы не случайные у нас. И вам следует напомнить главнейшее содержание как вашего искупления, так и божественного служения и то, что вы можете получить возрождение. За вас Сын Божий заклан был и Сам Сын Божий предлагается в ваше освящение. Поэтому сопоставьте — в каком великом и высоком находитесь вы положении по отношению к вашему искуплению.

    Искупитель близок к вам. Сам Собою вас питает! Вы должны благодарить! А ведь на скольких из нас, на каждом в отдельности, лежит долга! Сколько людей здесь бывает! А есть некоторые, которые еще надеются побывать. Значит, мы и за них должны что-то такое делать. Ведь не только их усердием мы существуем, но они уповают о своем спасении, об облегчении своего крестоношения. Значит, мы должны что-то им давать. Вот мы предстоим с благоговением перед величайшим служением, которое Господь совершает. И вот поэтомуто дана нам Церковь Божия. В утешение нам и вам, всем верным христианам, жаждущим благочестия и мира, мы говорим: «О всех и за вся». И действительно, где, как не в церкви Божиеи, где, как не в эти моменты Литургии, человеческой душе отдохнуть? И вот наступает величайший отдых. Слышим мы призывные слова Христа Спасителя, Который говорит: «Примите и ядите». Как Он ласково нас призывает к своей Божественной трапезе! А потом говорит о значении трапезы: «Пиите от нея вси. Сия есть кровь Моя, Нового Завета, которая за вас и за многих проливается во оставление грехов».

    Всякий предстоящий должен подумать: «За тебя Сын Божий проливает Кровь Свою. Как же ты должен отнестись к этому? Беспечно?» Любовь Божественная должна возгревать в нас чистейшее, искреннее усердие благодарности Богу. Спаситель сказал: «Тогда, когда Я буду вознесен от земли, Я всех привлеку к себе». Что это? Пустые слова Спасителя? Это историческое бытие всего человечества. Это взаимоотношения Бога, отдавшего Себя на крест, и человека. Его крестное испытание имеет такую силу, что Он говорит: «Всех привлеку к Себе». Теперь спроси: «Может теперь кто-то погибнуть? Кто-то такой забыт? Наше ли дело горевать о неверии других?» Нет. Спаситель сказал: «Когда Я буду распят, Я всех привлеку к Себе». Слава Богу! Какое утешение для всех нас! Нет у Господа ни своих, нет у Господа неверующих, нет у Господа чужих. Всех Христос привлекает. Для того Он и пошел на крест. Он имеет на это величайшее Божественное право, потому что не просто Он прощает человека, а за человека отдал Свою жизнь. Значит, кто бы ни был — верующий, неверующий, он приобретен, он искуплен кровью Сына Божия! Он не свой, а Божий!

    Во грехах мы рождены, но верим, что за твою греховность Сын Божий умер на кресте. И не просто так Он сказал: «Когда Я буду вознесен, Я всех привлеку к Себе». И привлекает. Пусть каждый посмотрит на себя, на обстоятельства и на всю историю человечества. Разве Господь не привлекал? Всех привлекал и привлекает и будет привлекать. Нам, как христианам, следует всегда трудиться, проповедуя слово Божие. Слово Божие не скрывает от нас того, что мы из себя представляем и что нам потребно. Вот сегодня мы слышали апостольское послание к Коринфянам. Апостол Павел говорил: «Отрезвитесь, как должно, и не грешите, ибо к стыду вам скажу: некоторые из вас не знают Бога». Это и к нам относится. Христиане — именем Божием крещены, христиане миропомазанием, христиане словом Божиим, христиане Божественной чашей. А поступаем, как неверующие! Отрезвитесь! Будем отрезвляться! Особенно в настоящее время, потому что причина неверия, которое мы видим, которое часто близко нас касается, в самих нас лежит.

    Посылая учеников на проповедь, Христос сказал: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари». Потом Он говорит: «Вы свет мира, вы соль земли». Вот какой должна быть наша христианская вера и христианская жизнь! Так вот постараемся! Так, чтобы не стыдно было нам носить наше христианское звание. Да поможет нам Бог! А эти благодатные минуты нашего предстояния на Литургии будем переживать именно как благодарение Господу за все минувшее, за настоящее, за будущее. Лучше всего благодарить Господа! А благодарение Господа, как некоторые святые говорят, это новый, больший сосуд для большей благодати. Если мы будем благодарить Господа, значит, мы будем спокойны, мы будем надеяться, будем считать себя обязанными, нужными быть благоговейными и благодарить перед Богом. Особенно каждый из нас. Знаете, по делам достойны мы чего! А вот Господь долготерпит и сколько великих милостей показывается на вас. Так вот, будем внимательны. Аминь.

* * *

            «Но Богу благодарение, Который всегда дает нам торжествовать во Христе, благоухание познания о Себе распространяет нами на всяком месте» (2 Кор. 2, 14). Вот видите? Благоухание Христово, как апостол Павел говорит, распространяется через них, через апостолов. Так точно и мы. Должно быть в нас усердие. Мы являемся благоуханием Христовым. Апостол дальше говорит: «Для одних запах смертоносный как смерть, для других запах живительный как жизнь». Вот видите? Мы, христиане, призваны к тому, чтобы стать благоуханием Христовым и в погибающих и в спасаемых. Вот видите — мы должны стать благоуханием! Благоухание - это прекрасный, дивный, чудный аромат. Вы должны быть ароматом. А вы знаете, аромат не требует никакой борьбы, никаких усилий. Он как-то вообще разносится, человек своим обонянием чувствует прекрасный аромат. Точно так и мы должны действовать, мыслить в распространении христианства и утверждении нашей веры. Благоухание мы должны источать! Бывают прекрасные плоды, очень вкусные и на вид приятные, и в то же время они благоухают. Так вот, благоухание — такое свойство, которое без всякой борьбы как-то особенно увлекает, привлекает человека. Апостол Павел сравнивает христиан с благоуханными плодами. Такова должна быть наша жизнь христианская.

    Апостол пишет и свидетельствует: «И кто на это способен? Ибо мы не размениваем по-торгашески, как многие, слова Божия, но ведь от чистого побуждения, но ведь от Бога, пред Богом, во Христе мы говорим» (2 Кор. 2, 17). А вот обратите внимание каждый на себя. К каждому делу надо приложить известное усердие.

Хорошо ли мы знаем, что надо постараться нам в усовершенствовании? Тем паче в слове Божием! Постараемся в этом деле трудиться крепко! Мы должны трудиться в слове Божием! Трудиться будем о слове Божием, приносить желаемые плоды. Вы знаете притчу о сеятеле. Господь сказал, что вышел сеять и, когда он сеял, то это семечко пало в самых различных местах. Но все же оно было посеяно и где-то смогло возрасти: где при дороге, где в тернии, где среди камней. Но все-таки одно зерно попало и на добрую землю и принесло сторичный плод. Не унывайте, что люди как бы не воспринимают наше слово о Боге, проповедь Евангелия. Старайтесь сеять! Сейте, прежде всего способом благоухания Христова. Поставьте себя так, чтобы чувствовалось это благоухание. Это благоухание необходимо особенно в настоящее время. Если мы не будем смотреть на наше христианское назначение как на благоухание, мы без ничего останемся.

    Представим себе, что сейчас ожидает священника? Жутко! Никакой преемственности нет. Умирает священник. А найдете ему достойную замену? Нет! Какое положение? Страшно, жуть! Теперь посмотрите каждый на свое семейство. Вы жалуетесь, что те или другие неверующие. Если вы жалуетесь на тех, которые воспитаны на христианских началах, в христианской семье, что же говорить о тех, у кого никакой веры нет? Довольно уже того, что не преследуют, не бранят, не ругаются. И этого уже довольно. Вот та реальная действительность, в которой мы находимся. Так вот, скажите, что ожидает веру и что ожидает Церковь Божию? Не надо скрывать этого от нас. Надо ясно смотреть, в каком положении мы находимся и что нас ждет. Мы останемся совершенно без ничего. Надо думать о созидании! В созидании надо начать жить! Надо, чтобы в вашей жизни появилось благоухание Христово. Это необходимо. Вы для этого имеете прекрасную возможность. Но, конечно, вы не хотите трудиться, не хотите брать на себя подвиг! Вот как получается! А в каждом деле нужен подвиг. И не говорите, что я поставлен в тяжелые условия и избрать надо что-то, то-то и то-то. Ничего подобного — не избирать, а трудиться в тех условиях, в которых вы находитесь. Сначала осознать те прекрасные условия и в этих прекрасных условиях делай дело Божие. Вот это * будет проповедь! Тогда можно надеяться на рост Церкви Божией и на Ее сохранение. А если мы так все оставим, будем говорить «ладно», будем считать себя неответственными, то горькая, страшная участь ждет нас. На это не надо закрывать глаза. Что сказано: «Отнимется от вас Царство и дастся народу поверившему Мне. А кто со Мной не собирает, тот расточает». Значит, мы не только Церкви Божией не помоществуем, а последние остатки хороним!

    Каждый из нас живет в известных условиях, он должен делать что-то. Далеко ходить не надо, и других каких-то служений и поприщ избирать не надо, а в том, в чем ты находишься, делай. Делай так усердно, делай так красиво, делай так прилично, с глубоким сознанием, что тысячи вокруг тебя будут спасаться. В нашей обители, во всяком храме есть свои святыни. Если в храме есть что-то такое особое, которое будет вызывать у людей симпатии и потребность бывать в храме, то и верующие будут, и храмы будут. Если обитель какую-то духовную ценность имеет, что-то такое дает, так вы уж постарайтесь и в следующий раз, если найдется у вас возможность, обязательно приехать. Почему? Вы сюда приехали не просто так. Не просто чего-то посмотреть. У нас ничего нет, кроме леса и скромненькой обители. А почему вы приходите? Вы приходите, чтобы помолиться, послушать слово Божие. Здесь невозбранно вас призывают к таинству исповеди, причащения, соборованию. Кто только хочет — призываем всех! Если у вас есть потребность, приходите! Вот это и есть настоящее начало внешних форм. А когда вы осознаете дух Евангельской проповеди, то по-другому посмотрите. И когда будете причастниками так, как вас призывают и вам советуют, тогда благодать Божия будет вас осеневать, вы еще нас помянете. По-другому будете смотреть на самих себя, на величайшие ваши обязанности и уразумеете прекрасный путь, которым Господь Бог ведет вас. Каждый из нас собственной своей верой одухотворит, сможет влить в него жизнь, жизнь Евангельского Духа и тогда будет апостолом.

    Хорошо, когда человек здоровый. Значит, трудись крепко, держи себя в страхе Божием, чтобы здоровье не повлекло тебя к грехам. Теперь ты человек немощный. Какой прекрасный путь! Терпеливо неси, терпеливо благодари за то, что Господь немощью твоею избавил тебя от жутких и страшных грехов и падений! Радоваться нам не нарадоваться такому положению! Немощному — красота радоваться! И помни, что, если мы терпеливо снесем наши раны, они являются для нас не только физическим страданием, а язвами Иисуса Христа. Как это так? Видите, какой одухотворенности мы можем достичь? А все отчего? Оттого, что каждый должен осознать, куда он идет, что ему поручено, и что его ждет. Церковь Божия души наши, сознание наше просвещает. Она не какая-нибудь учительница, а родная твоя мать, Церковь Божия. Поэтому Она, так как ты такой невнимательный сын, рассеянный, уже Сама, как любящая мать, в сердце твое, в уста твои влагает Свои мольбы за тебя к Богу. Все сводится к тому, чтобы пробудить нашу сознательность. Да поможет нам Бог! Видите, наши дорогие паломники и богомольцы, что посещение обители дало вам возрождение благодати. Мы предлагаем вам таинство исповеди, предлагаем вам чашу Христову, предлагаем вам таинство соборования. И каждый день! Ведь для того вы и пришли в обитель! Вот вы пожелаете прийти к причастию, да не сможете. Нет у вас храмов или обстоятельства семейные заслоняют. Ведь сколько живет таких людей! Живут в своих семействах, воспитали, вырастили своих детей, а приходится молиться под одеялом! А здесь, пожалуйста, молитесь! Раскрывайте перед Господом желания свои, получайте благодать. Раз мы получили здесь то или иное наставление, постараемся в жизни осуществлять его делом. Читай Слово Божие! Теперь уже никто не может извиниться в безграмотности. Теперь безграмотных людей не откроешь! Все грамотные! Читай Слово Божие - это начало будет! Читай Слово Божие — будет вера, будет упование. Будете верным, спасительным путем идти, в чем да поможет нам Господь.

    Итак, заканчивая наше вечернее богослужение, поем всею церковью: «Под Твою милость...»

* * *

            Видите, как много было дано нашим предкам! Но этих добрых условий у нас нет, особенно в настоящее время. Притом скажу, братья и сестры, если мы так будем жить, наши ряды будут страшно редкие. Как в обобранном саду случайно остаются плоды, так и верующие. А в дальнейшем что будет? Вы же верующие, должны понимать — теперь, чтобы сделать верующим, привлечь человека во цвете лет — попробуйте. Человеку 57 лет — его и учили, и стращали, и подставляли такие обстоятельства, для того, чтобы не только в нем, но и вокруг него, все было атрофировано для веры. Атрофировано для веры! На что вы надеетесь? Что вас ждет? Подумайте, что ждет ваших родных, о которых вы как будто скорбите, что они без веры. Вы подумайте о самих себе — что вас ждет?!!... Действительно, что вас ждет до тех пор, пока люди живут без веры в Бога? Какая жалкая у них жизнь! Вы посмотрите на их жизнь — у них получается в жизни как будто бы все: и образование, и молодость, и условия, а какая пустая у них жизнь! На них смотреть даже страшно! А ведь они живут в этом страхе. Мы ответственны за них. Видите, какой лежит на нас подвиг? Не только сохранить свою веру, но и для них ее показать, показать веру.

    Наступило теперь время не учить, а показывать. Мы можем показать. Каждый теперь подумает. Вот ты считаешься христианином, в том или ином звании или положении, а что ты делаешь для утверждения веры? Возьмите любой приход. И что же приход представляет из себя? Люди, самые ближайшие, которые находятся на этом приходе, какой на них груз лежит. Даже найти сторожиху или какого-нибудь служителя Церкви — нет человека. Люди посещают Храм Божий чисто случайно. Но это не может нас оправдывать. Вот в каком вы жалком положении остались. Надо же думать — это очень прискорбно! Когда человек не имеет в жизни ближайшей, светлой, утвержденной перспективы. О чем это говорит? Это говорит о том, что мы поставлены во времена Апостольские. Апостолы даже никакой перспективы не имели, кроме страданий Христа. Они кончали жизнь в тяжких испытаниях: кому голову отсекли, кого на кресте распяли или зверям отдали. И первые христиане жили так, они за каждый день боялись: или их отдадут зверям или деток отберут и зверям отдадут. Вот так христиане жили. Они жили так около 300 с лишним лет. Но что же их утвердило и оставило верными в вере? Чувствовали они веру в Бога, чувствовали правду и потребность веры.

    Так точно и теперь. Если внутри человека есть потребность в вере — он будет веровать и найдет веру. Теперь все верующие, если можно так выразиться, поклоняются. Но мир настроен так, что верующий человек является как бы ненормальным. Видите что! И если его нельзя переубедить, его сажают в дом умалишенных. Факт. Как нам себя вести? Теперь сами посудите, как необходимо дорожить теми благодатными возможностями, которые Господь нам дает. А что касается Литургии, Чаши — это Царство Божие, это небо на земле! Это то основание, на котором может человек успокоиться, утвердиться в вере, просветиться в вечность. Чаша дает нам вечную жизнь. В этом правда Божия! Как для себя, так и для других, Поэтому разумей такую возможность — как мы этим должны дорожить, а тем более, когда приходим в обитель. Зачем? Посмотреть, да воздухом подышать? Нет, мы к Чаше приходим. В других условиях этого не найдешь. Все нам дано — вера, обстоятельства — мы должны этим дорожить. Ясно надо смотреть на то, что ждет нас. А потом пожалеем, да уже поздно будет.

    Братия и сестры христиане! Теперь все люди грамотные. Никто на свете не предупредит вас — хочу выразить вам мольбу: «Читайте Слово Божие! Через Слово Божие осенит всех вас Дух Божий, и вы будете спа- саться». Так Церковь Божия исповедует: «Святым Духом всякая душа живится». Теперь наступает преполовение праздника. Читается очень дивное Евангелие, в котором Господь говорит о живой воде. Он говорит: «Кто верует в Меня, у того потекут реки воды живой». Это говорил он о верующих, которые имели Духа Святого. Эту воду надо содержать! Если эта вода будет в нас, мы сами спасемся и вокруг себя весь мир спасем. В чем да поможет нам Господь!

* * *

             Внутреннее содержание потеряно. И как это могло получиться? А очень просто. Часто внешняя форма не только не дает роста, а всякие ростки заглушает и забивает. Вот так оно получается. В старое время мы видели, какое могущество Церкви, монастырей, их цветущее положение. Почему, собственно, недоразумение возникло? А в том, что вперед не смотрели. А те, которые вперед смотрели, они оставили нам напоминание и жизнью своею свидетельствовали, что понимали положение времени и указывали. Вспомните Тихона Задонского. Вспомнить надо Феофана Затворника: бежит. Как же это так? Теперь возьмем многих других, которые уходили. Казалось — надо громить, указывать... а они — уходили. Они смотрели вперед! Тихон Задонский говорил, пробуждая общую спячку и холодность веры. Феофан Затворник уходил в затвор, поскольку положение, в котором находилась Церковь Божия и характер монастырской жизни были таковы, что невозможно было что-то сделать. Он решил: пойду в затвор и в затворе буду делать самое насущное. Что самое насущное? Народ живет без Слова Божия! Страшно подумать и даже преде- тавить. Как же это так? В старое время народ жил без Слова Божия! Да, жил без Слова Божия!

    Слово Божие богато было, но люди-то не имели к нему никакого интереса. Поэтому Тихон Задонский еще в XVIII веке старался возбудить сознание проповедью, а Феофан Затворник в XIX веке хотел помочь простому народу, чтобы народ понимал Слово Божие, стал бы им дорожить. И он вот начал писать. Слово Божие прекрасно изъяснено Иоанном Златоустом. Но Иоанн Златоуст — это громаднейшие 12 томов — 25 книг, бедному крестьянину какому-нибудь можно было их иметь? Это целое громадное сокровище, и вот Феофан Затворник решил помочь народу. Надо было составить краткое по духу и по содержанию, как у Златоуста, понимание Слова Божьего, и предложить народу. Он над этим трудился. Будучи в затворе, он получал письма и на них отвечал. Он отвечал на них так, как требовало сознание Слова Божия и ответственности перед Богом. Он все изъяснял. Вот эти-то письма составили внутреннюю духовную жизнь, из которых и составились потом книги: «Путь к спасению», и «Как начать христианскую духовную жизнь», и «Начертание христианской нравственности». Как Тихон Задонский, так и Феофан Затворник усматривали единственную возможность, чтобы народ подготовить к грядущим испытаниям. Слово Божие пробуждает наше сознание.

    Так точно нам сейчас приходится жить при таком трудном положении. Мы можем быть совершенно инертными, мертвыми, и внутренне совершенно чужими. До тех пор, пока мы не займемся тем делом, о котором мы сегодня читали в Евангелии. Спаситель сказал Никодиму: «Надо родиться свыше». Надо осознать внутреннюю ценность. Эту внутреннюю ценность про- работать, а что против — отвергнуть. А что мы видим? В церковной жизни, в монашеской совершенно нет работы внутреннего духа, нет того, чтобы в нас совершалось благодатное возрождение. Придут иные времена! Потому что тех средств, которые мы теперь имеем — их не будет. Не будет материальных средств. Материальные средства мы сейчас имеем. Но наступит время, когда Церковь Божия восчувствует материальных средств. Почему? Да ведь большинство — верующие по традиции. А преемников этой традиции нет. Чтобы сделать современного человека верующим - - большой труд. Этот большой труд почти невозможен. Чтобы современного человека, который с детства воспитан в атеистическом духе, чтобы сделать верующим, да еще православным — почти невозможно. Появляются единицы, на которых смотрят, как на ненормальных.

    Смотрите, какая нас ждет перспектива! Надо взяться за внутренние сокровища, за собственную жизнь, за собственную веру. Веру надо утвердить, укрепить, напитать Словом Божиим. Этого мы пока не вполне сознаем -- надо трудиться! Тогда все прочее приложится. Мы забыли, что имеем много прекрасных возможностей: имеем и храмы, но к прискорбию, они, кроме воскресных дней, пустуют. Имеем и Слово Божие, но его никто не читает. А какую мы получили прекрасную возможность, кто может извиниться в том, что не имеет Слова Божия? Так вы же грамотные, так неужели у тебя нет возможности переписать Слово Божие собственной своей рукой?! Этого не делают... А ведь вы прекрасно грамотные... Бумагою мы не дорожим. Возможностей и времени тоже сколько хочешь... Если мы будем держать себя так и так понимать веру и положение Церкви Божией, то к нам относятся слова Христа-Спасителя, который сказал: «И отнимется от нас Царство Божие, и дастся народу, творящему Его». Аминь.

                Прощеное Воскресение

             Еще послушаем божественные слова нашего Спасителя и Его божественное Евангелие, которое только что слушали: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, простит вам и Отец ваш Небесный. Если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш Небесный не простит вам ваших». Вот видите, на основании чего, приступая к поприщу Великого поста, Церковь Божия словами нашего Спасителя предлагает вам — прощайте друг друга. Будете прощать друг друга, и Отец ваш Небесный простит. Теперь смотрите, какую умилительную священную песнь мы слышим: «Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю, скоро услыши мя, вопли души моея и избави ю». Взгляните на нашу греховность, на нашу бестолковость, растерянность, бедноту! Господь наш иначе не хочет нас принять. И не смотрит на нас иначе, как на прекрасного отрока. А отрок прекрасный, какой прекрасный! Смотрите, сколько у него светлых способностей ума, сколько у него бодрости, а сколько у него светлых надежд. Вот как нас Господь принимает! Не как каких-нибудь отверженных, погибших грешников: «Не отврати лица твоего от отрока твоего». Кто это поет? Тот Давид, тот убийца, прелюбодей, который много совершил ужасных преступлений! А вот видите, душа приходит к Богу, и Духом Святым, устами этого грешника воспевает! Он грешник был, а смотрите, как он приходит к Богу, какая у него юная прекрасная, отроческая душа: «Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю».

    Видите, душа не стареет, не становится плохой, некрасивой, - а напротив — чистой, святой, бодрой, юной, красивой. Так вот, с этими душами мы и приходим. Почему мы так приходим? Так приходим к нашему Отцу Небесному, Который нас такими прекрасными, бессмертными, способными, светлыми, счастливыми создал, и хочет Он этого и такие мы и есть. Так вот, для того-то и дано нам слово Божие, для того даны нам божественные тайны, для того Отец Небесный никогда, ничего — верует ли человек в Бога, живет ли он добродетельно, или нет — никогда ласка Божия, любовь Божия его не оставляла и вечно не оставит.

    Потому что воля Отца Небесного в том, чтобы мы все спаслись и в разум истины пришли. Для того, чтобы спастись, будем же достойны Царства Божия, будем его чувствовать. В чем же царство Божие? Царство Божие в любви. Первое проявление любви — надо друг друга простить, и в примерности жить. А среди людей бывают и адские состояния, жуткие, ужасные состояния, которые человек еще до смерти уже переживает здесь. Реальнейшим образом ужасные страдания и жуткости ада и смерти. Какие? А вот какие! Огорчится человек, огорчится и говорит: «Ну вот, я тебя уничтожу». Вот ад, вот предвестие отвержения Божия, -- жуткое состояние! Вот видите, до чего нас доводят страсти? Страсти помрачают человека: «Уничтожу тебя и себя». Вот видите, обуяла сердце человека злоба и ненависть. Господь говорит: «Если вы будете прощать друг другу согрешения ваши, и Отец ваш Небесный простит». Так следует нам порадоваться, неужели человек недостоин того, не заслуживает того, чтобы о нем хорошо говорили, чтобы о нем хорошо напоминали? Так вы скажите — что более уверенно и действенно напоминает нам об этом, чем Божественное Евангелие?

    Так скажите после этого — может ли человек не любить Евангелие? Не зная Евангелия, человек не знает себя, не знает своих красот, не знает тех благодатных, духовных и физических сил, которые Господь вложил в существо природы человека! С какой стороны мы ни посмотрим на Евангелие, с какой мы стороны ни обратимся к Церкви Божией — смотрите, сколько красоты, сколько полноты, широты радости, блаженства! Где можно найти и чем человека можно уверить? Уверяет вас Сам Сын Божий, Который сказал: «Тогда, когда Я буду распят на Кресте, Я всех привлеку к Себе». То говорит Сын Божий! Он не просто так пришел, а люди Его не познали! А Пилат Его по своему честолюбию или недоразумению распял. Еврейский народ не признал Его, отверг как Мессию и распял Его на Кресте. Нет! Он пришел взыскать и спасти погибшее. Кого? Тебя, человек! Так вот и смотри! Христос Спаситель распят на Кресте ради тебя. И поэтому Он сказал: «Тогда, когда Я буду вознесен от земли, Я всех привлеку к Себе». Всех! Нет у Него неверующих! Всех Он привлечет. Нет у Него грешников, всех Он привлечет!

    Когда человек придет в сознание, он будет крепко любить Господа! Когда человек падший, жуткий, страшный, безнадежный грешник придет в сознание, он будет благоговейно стремиться к Господу: «Господи, только крестные Твои страдания могут меня спасти». Отдашь тот долг, ту вину, которую я заслужил грехами своими? А сколько на грешниках долгов! Жутко! Он может покаяться. Как же так покаяться?! Так сколько ты сгубил душ, сколько ты жуткостей для людей наделал? Уж не говоря о том, сколько сам себе принес зла, погибели, и другим! Ты хочешь покаяться, и в этом покаянии тебе есть прощение! Кто же это за тебя должен покаяться? Вот за тебя-то и покаялся на Кресте Сын Божий. Нелегки были мои и ваши грехи, когда Господь перед крестом молился в Гефсиманском саду: «Боже Мой, Боже Мой! Если можно, пусть мимо пройдет эта чаша». Тогда Он молился, чтобы была отнята эта чаша. Но ответа не было, и тогда Он сказал: «Не Моя, но Твоя воля да будет». Господь как знал, когда готовился. Он знал каждого из нас, и поэтому со Своей стороны Он все даровал, чтобы человек почувствовал Его величайшие достоинства, почувствовал, как любит его Отец Небесный, какая по отношению к нему оказана любовь!

    Ну что ж, человек, это тебе не требуется! Это тебя не трогает, не приводит в сознание! Что ж тебе надо? Чем это ты таким оказался? Шлаком? Нет, не шлак! Осознает человек, вы не думайте, верующий призван благодатным высоким переживанием! А неверующий, вы посмотрите, как он жалок, как он тоскует, как его душа, как у того отрока, плачет: «Не отврати лица твоего от отрока твоего». Однажды мне пришлось встретить такого юношу, которому предстояло и то и другое испытание — тюрьма, а потом, для того, чтобы загладить вину, его поместили в дом умалишенных. И вот однажды он мне рассказывает (а он юношей еще был, лет 16-15): «Знаешь, батюшка, меня ничего так не трогает, как те песнопения, которые поют Великим Постом: „Не отврати лица твоего от отрока твоего", — это для меня поется»! Посмотрите, какой прекрасный, даровитый, способный юноша, в 16 лет он уже назубок знал английс- кий язык, какие прекрасные у него надежды, способности! А жизнь у него сложилась, что пришлось ему в жутких, тяжких условиях находиться в доме умалишенных, а потом на глазах у родителей повесился. Что довело до этого, на ком вина? Родителей и общества!

    Душа его чувствовала, когда он был прекрасным, способным, когда он усердно молился Богу. И когда пели эту священную песню, душа его чувствовала, как она поет. Душа его страдала. Пророчески он знал свою мученическую смерть. А вы знаете, умалишенных не судят, им грех самоубийства не вменяют, потому что они вне своего рассудка. Но вот страшно, что родители, а часто и общество, доводят человека до сумасшествия. Вот об этом надо подумать! Вот для него Христос умер, а душа его, бессмертная, чувствовала. И вот он приходил и говорил: «Больше в богослужении ничто меня не трогает: „Не отврати лица твоего от отрока твоего"»! А у самого на глазах слезы. Что такое? Какие глубокие тайны заложены в богоподобной, бессмертной душе человеческой. Так куда же человек может деться. Подвиг Великого Поста раскрывает перед нами красоту того, как Господь заботится о нас, дает нам все возможности, умилительные способы, как тронуть человека, как его спасти, как его простить. А потом приходит к нам и смотрит после всех молитвенных подвигов. Приходит конец Великого Поста — Страстная неделя, а потом само Воскресение Христа Спасителя! Для чего это все? Это нужно для человека! Вот Церковь Божия ежегодно и восстанавливает в нашем сознании великие домостроительства спасения людей. Все это совершено Спасителем! Так точно и мы. Не просто так простим друг друга, а положим начало. Мы ответственны друг перед другом! Мы должны служить друг другу! Сам Сын Божий сказал: «Я не пришел в мир, чтобы Мне служили, но чтоб Мне послужить и отдать душу за спасение многих». Аминь.

* * *

            Причастие святых Христовых Тайн является залогом вечной жизни, вашего здравия и благополучия. Так вот, смотрите, какой великий, славный, нужный для вас предстоит путь и деятельность. Залог вечной жизни вы получили. Думайте о вечной жизни. Здоровье вы получили и благополучие. Видите, от вас требуется крепкое внимание к самим себе. Вы получили залог вечной жизни. Причащение — это лекарство бессмертия. Вы получили залог вашего здоровья. Храните свято причащение. Будете свято хранить причащение — здоровье будет. Хотите, чтобы благополучие у вас было, — живите духом причащения Христова. Подражай Господу, старайся любить Господа крепко. Потому что Он к тебе пришел. А Господь говорит: «Научитесь от Меня. Я кроткий и смиренный и найдете покой душам вашим». Чего вам крепче надо? Господь посещает вас, дает вам залог не какого-нибудь здоровья, а бессмертия. И Сам Собою вас питает. И говорит, что Он залог вашего благополучия. Значит, от вас требуется деятельность. Крепкая вера, привязанность к любви Божией. Господь вас так полюбил, а вы как любите? Господь вас так полюбил, что не пожалел Себя на смерть отдать за вас. Для того Он отдал Себя за нас, чтобы искупить нас от греха, проклятия и смерти. И теперь Он нас питает Телом и Кровью Своей.

    Скажи, человек, что лучше, чем быть питаемым Телом и Кровью Спасителя своего? Господь говорит: «И ты жить будешь вечно». Какая широта, полнота, убежденность! Будете об этом размышлять, будете чувствовать, какие прекрасные вы личности: какая красота, какая уверенная деятельность, какая близость благодати Божией! Этим-то духом и надо жить. Сам о себе подумай, человек! Вот ты имеешь грехи. Господь кровью Своей смыл с тебя эти грехи. Смотри, какой ты чистенький! Смотри, сколько тебе радости, сколько упования, что грехи твои прощены. Не просто сказал Господь: «Я прощаю». Не просто священник говорит: «Данной мне благодатью прощаю и разрешаю грехи». Нет, Господь кровью Своею смывает с тебя грехи. Вот это есть причащение! Ты подумай: какой ты святой. Сегодня все твои косточки порадоваться должны, потому что ты омыт кровью Христовой! И твое благополучие в руках Божиих. Как ты должен крепко веровать! А для того, чтобы вера была, ты должен крепко понимать, кто ты такой.

    Ты должен же пожалеть себя. Сколько Господь дает тебе радости, крепости, вечности, и неужели тебя это все не трогает, и неужели ты где-то в другом месте хочешь что-то найти? Зачем же ты сам себя обманываешь? Зачем же ты сам на себя навлекаешь то, что является разложением, жуткостью? Господь предает тебе Самого Себя. Смотри, какой ты чистенький, кровью Сына Божия омытый. А напитанный чем? Телом и кровью Христа Спасителя! А одетый чем? Христом Спасителем! В этой-то святости и надо ходить. Кающиеся грешники — какую перемену в них производило покаяние? Иди вперед! Что у вас сделано, больше этого не надо делать. А чего не делать, вы сами знаете! Но это не так-то просто. Может быть, физически вы этого и не делаете, а греховность омрачает и душа покоснилась, жуткая и нехорошая. Так это же еще больший позор, что че- ловек не имеет возможности удалить свои гадости. Умом же и сердце утешается. Хорошо, а вот если наша греховность от нас не уйдет, как с этой природой разделаться? Это есть то, о чем Господь Спаситель сказал: «Возьми свой крест и иди за Мной. Никто не может быть Моим учеником, если не отречется от себя и не возьмет своего креста и не последует за Мной». Значит, все, что сделано нами, ничто мимо нас не пройдет. Оно наше! Значит, от него надо отречься! Господь как говорит: «Отрекись, отрекись от себя и возьми свой крест и иди за Мной». Будем этому божественному призыву внимать. Так вот, причастники, требуется от вас глубокое и искреннее размышление.

    Порадуйтесь! В основу причащения положите радость. Смотрите, как Господь милостив к нам! Постарайтесь держать себя в этой святости. Вот это и есть настоящая, истинная, спасительная епитимья! Не делать того, что наделано! Чтобы не только физически, но и душою не делать! А то видите, грехи наделали, а они сделали нашу душу похотливою, нечистою, мерзкою. Видите? Это же наша душа такая стала! Почему она такая стала? Потому что вы согрешили. И душа-то ваша невинная и тело невинное стало — отрекитесь от лукавности и греховности вашего тела. Человек досаждает плоти своей. Чем? Грехами своими! Хорошо это? О, не хорошо! Господь все дает вам. Несмотря на нечистоту, на мерзости ваши — приходит Господь, возрождает и очищает нас. Почему? А потому что Сердцеведец знает нас — ничего у нас нету, одни грехи! Все наши обещания недейственны, потому Сам приходит к нам и хочет, чтобы вы с любовью Божией жили. От нас требуется одно: поручить себя Богу, поверить Господу, иметь доброе произволение не противиться спасающей благодати Божией, и вы будете спасены! Требуется глубокое внутреннее перерождение нашего сознания, чтобы не противлением, а любовью Божией у нас было преисполнено сердце. В чем да поможет нам Господь!

* * *

Матери, сестры, братья христиане!

            Во всем особая проявляется забота, милость, мудрость Божия в деле нашего спасения. Вы прекрасно знаете, что когда человека увещевают, он прислушивается и меняется. Но иногда бывает, что это увещевание уже не действенно, и тогда требуются особые, устрашающие, решительные меры. Заканчивается чтение Евангелия от Матфея. Кто бывал в Церкви Божией, тот прекрасно знает, как в этом Евангелии постепенно развивается все домостроительство нашего спасения: как Господь Бог воплотился, как Он проповедовал, как страдал, а потом принял смерть. Это Евангелие вкратце раскрывает всю деятельность, все домостроительство Христа Спасителя, выраженным Его пришествием в мир. А вот евангельские слова, на которых наше внимание останавливается. Господь перед Своими страданиями, как бы находясь последнее время с учениками и с народом, предупреждает. Господь говорит: «Тот, кто слушает слово Мое, тот матерь, сестра и брат Мне есть». Если мы слушаем слово Божие, то мы приобретаем такую близость и так близок бывает нам Господь, что мы делаемся сестрой, братом и матерью Божией. Вы слышали подтверждение слов Господних: «Скорее небо и земля мимо пройдут, нежели одна черточка не совершится из того, что Я сказал». С каким вниманием, с какой верностью мы должны относиться к слову Божию! Господь сказал: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». У каждого из нас жизнь совершается в таких условиях, что человек не может часто сказать, когда закончит земное пребывание здесь, когда Господь его призовет и в каких обстоятельствах. Каждого из нас окружает тайна. Вместе с тем мы прекрасно знаем, что к этому неизбежному концу каждый из нас приближается. Господь предупреждает нас: «Будьте бодрственны!» Для того, чтобы каждому человеку жить, требуется немало, прежде всего — соблюдение нравственной жизни. Нет такого момента, таких обстоятельств, где бы человек был оставлен в покое. Всегда надо иметь напряженное бодрствование. Только в бодрствовании он может считать себя стоящим. Поэтому наша духовная жизнь укладывается в двух словах: умное трезвение и молитва. Мы должны всегда трезвиться и пребывать в молитве. Трезвение необходимо нам — если не будем трезвиться, то совершенно потеряем то, в чем даже находимся. А молитва нам нужна для того, чтобы пребывать в том, что мы есть. Поэтому постараемся выполнить волю Божию.

    Апостол Павел в своем послании ясно говорит, что воля Божия во Иисусе Христе о вас та: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все Бога благодарите». Радоваться тому, что мы дети Божий, что Господь так о нас беспокоится, окружает любовью. Все, что мы можем представить себе и в тех условиях, в которых живем, мы можем поражаться тому, как любовь Христова объемлет нас. Мы люди разумные — нам дана жизнь. Все то, что окружает, научает нас, что мы здесь на земле ни в чем не можем найти покоя. Требуется человеку такая опора, уверенность и требуется человеку особая милость благодатного озарения и благодатные силы для его стояния. Мы в сознании на первом месте должны иметь — кто мы такие? Мы дети Божий! Как же нам быть, как стоять, чтобы сознавать этот дар Божий, что мы дети Божий? Надо непрестанно молиться и за все Бога благодарить! Господь предоставил нам такую благодатную возможность! В храме Божием мы чуть ли не все причастники! Как это прекрасно! Некоторые же относятся к этому с совершенным пренебрежением. Такая великая милость Божия! И приходят они к тому, чтобы приступить к чаше Христовой, а у них не находится никакого другого сокрушения, кроме одного: «Вот я вчера скушала яичко». Как будто бы то, что ты скушала яичко, является преградой между тобой и Богом. К какому таинству ты приходишь? Задают вопросы: «Мне завтра обязательно надо отслужить молебен, потому что я именинница». А я спрашиваю: «А ты причащаться будешь?» «Буду». Как же так? Ты причащаться будешь, к тебе придет Господь, так поговори, побеседуй с Господом, попроси, чего тебе надо. Какой же тебе нужен молебен? Ведь Господь Сам к тебе пришел! Осознавай — Господь к тебе пришел! Ты здесь в такой близости находишься к Нему — проси! То, что ты причастилась, никакого значения для тебя не имеет, а надо служить молебен! Какая здесь вера? Вы совершенно не верите в могущество и целительность этого всеочищающего значения таинства причащения. У нас нет на человеческом языке выражений, образов, которые разрешили хотя бы чуть-чуть прикоснуться умом к этому величайшему таинству. Господь приходит к нам, в наше сердце вселяется, делает его обителью Своей и Своими Божественными Тайнами, Телом освящая нас, омывая с нас грехи и тело наше делает соответственным Христу! Вот какую тайну надо иметь в сознании! Если человек это будет иметь, он уже совершенно по-другому будет относиться к Причастию. Сознав, что к нему пришел Господь, с Господом своим Спасителем побеседует, изложит перед Ним свои нужды!

    Самое главное, ты должен порадоваться тому, что Господь так близко к тебе пришел, и что Он хочет того, чтобы твое сердце было по сердцу Божию! Вот почему ты должен думать не о житейском благополучии, а о том, что Господь приходит для того, чтобы твое сердце сделать по сердцу Своему! Господь говорит: «Сын Мой, дочь Моя, дай Мне сердце твое»! Вот мы стоим за Божественной литургией. А за Божественной литургией звучат такие слова (их произносит священник): «Горе имеим сердца»! Вы в этот момент, когда священник их произносит, поднимите свои сердца ко Господу! Господь призывает нас. Переживая это великое таинство, мы поем: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея!» Прежде чем мы причастились, уже поем хвалебную песнь небу и земле: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея!» Отчего? Оттого, что Сам Христос пришел и совершает служение «О всех и за вся». Как же тут не радоваться? Скажите, где место греха, где место неверия, где место смерти? Нет! Сам Христос Спаситель совершает это великое служение и призывает: «Примите, ядите, пиите от нея вси». Теперь заключается с нами Новый Завет. «Сия Кровь Моя, Новый Завет в Моей крови, которая за вас и за многия проливается во оставление грехов». Вот какой тайной, великой тайной мы должны жить, вот что должно наполнять наше сердце. Когда будем в таком состоянии, мы совершенно по-другому будем и к таинству приступать, и переживать эти великие моменты и перерождаться. Если же мы не будем верить в могущество этого таинства и не будем верить, что нам предлагается самое существенное, самое величайшее наше счастье, то мы не христиане, поскольку не понимаем, что значит жить в Боге! Да поможет нам Господь жить именно этой верой! Постарайтесь в своей жизни всегда хранить то первостепенное, что является содержанием веры вашей и основой вашего спасения. Такова апостольская вера. Апостол Павел в своем послании так и говорит: «Я верую в Сына Божия, меня возлюбившего и предавшего Себя за меня». Каждый должен на этом строить свою жизнь, в этом черпать свои радости. Господь видел апостола Павла и знал, что он гонитель и обидчик. А потом был призван Господом и после этого какую он стяжал веру. «Я верую в Сына Божия, меня возлюбившего и предавшего Себя за меня». Каждый из нас должен чувствовать и осознавать: Господь тебя возлюбил и Господь за тебя на кресте умер! После этого, скажи, какова должна быть твоя вера и какое пламенное желание ко Господу! С каким усердием ты должен приступать к чаше Христовой! На этом камне надо строить свою жизнь. Другого пути спасения нет. А ведь это доступно.

    И вы, пришедшие сюда в обитель, помните — это должно быть для вас самым главнейшим. На этом вы строите свое упование, в этом черпаете нужные вам благодатные силы для души, и для здоровья, и благополучия вашего. Господь на вечере сказал о Чаше: «Я дам ее за жизнь мира». Пребывая в обители, помните, что вас обитель всегда призывала к Чаше Христовой. В Чаше Христовой все! Вся наша будущая жизнь. Мы живем в обществе и несем долг, ответственность за весь мир. А Господь сказал: «И дам ее за жизнь мира». Поэтому, когда мы так усердствуем о причащении, мы несем величайший долг перед всей Вселенной. Вашим причащением живет вся вселенная! Хорошо! Как хорошо! Иначе и быть не может. Вы ведь дети Божий! Вы должны быть преисполнены любовью Божией. Господь сказал: «Будьте совершенны так, как Отец ваш Небесный совершен». Мы удостоились такого великого служения, такого великого таинства! Мы не отделяем себя от мира! А раз это залог вечной жизни, мы благоговейно приступаем к Чаше Христовой.

из книги "Три праведника" Бычков С.С.
продолжение из книги "Богом моим пройду стену..." Валентины Александровны Костиной

 

Содержание сайта