Храм Всех Святых во Всехсвятском

      "Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов Лк. 3, 23-4, 1 "... - И евангелист Лука перечисляет семьдесят шесть имен, заканчивая цепочку: "... Сифов, Адамов, Божий". Удивительно читать это бесконечное перечисление имен, особенно нам, знающим лишь своего деда, редко прадеда....

      Но какое отношение к этому родословию, оборвавшемуся две тысячи лет назад,

 фрагмент росписи храма Всех Святых во Всехсвятском, Москва

     имеем мы, современные христиане, из всех народов пришедшие ко Христу? А самое прямое: от Иисуса Христа, Которым завершилось родословие по плоти, начинается столь же осязаемая цепочка родословия по духу. Господь, благовествованием родив Своих Апостолов, послал их в мир. Они рукополагали своих преемников, епископов. История хранит имена всех епископов по преемственности во всех землях. Епископы рукополагали священников, священники крестили людей. И так каждый христианин через новое рождение восходит к самому Христу, а через Христа по плоти и к самому Адаму. Вот что такое для нас, христиан, библейское родословие. Некоторым становится скучно читать эту вереницу имен. Но по-настоящему-то от этого чтения должно захватывать дух: вот оно - все здесь! И начало, и конец; и - духовное, и в то же время - осязаемое; и твердо стоит на земле, и одновременно касается неба. И - никакая обезьяна не вклинится в эти накрепко соединенные звенья. А главное, чувствуешь себя неотрывным листком на древе Богом сотворенного и спасенного человечества, "благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа". О нашей родословной из книги проповедей "Ежедневная проповедь" о.Вячеслава Резникова
     
 

Макарий Великий

      Жизнь его, сокровенная во Христе осталась сокрытою и для нас. Лучшим источником для познания его внутренней жизни могут служить его писания. В своих писаниях, исполненных глубокой мудрости, он высказывает тайны духовной жизни не по умозрению, а по опыту; передает то, что изведал сам. Потому, в тех чертах, в которых он представляет жизнь внутреннего человека, мы можем находить черты его собственной жизни.

      Он был, по свидетельству Скитских старцев, как бы бог земный; потому что, - говорили они, - как Бог покрывает мир, так Макарий покрывал согрешения, которые он видя, как бы не видел, и слыша, как бы не слышал. Раз он увидал брата совершающего тяжкий грех. Если Бог Творец его, - сказал он, - терпит грех, когда мог бы сожечь огнем: то кто я, чтобы мог осуждать его?   >>

        

 

     
  Преподобный Максим Исповедник   «"Ничто в обожении не есть произведение природы, - писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, - ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам... Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем" (письмо 22)....
        Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611 - 641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора - ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, "оставался простым монахом". . . . >>
     
  Святитель Тихон Задонский , епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки...
        Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего. В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: "Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство". Святитель проснулся в трепете и в слезах. В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния...
Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней. "Я, - рассказывал он своему другу Козме, - сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам". "Лестница, - объяснил Козма, - путь к Царству Небесному; помогавшие тебе - те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя".
. . . >>
     
 

Прп Силуан Афонский

          Если брата укорил, осудил или опечалил, то свой мир потерял. Если потщеславился или превознесся над братом, то потерял благодать. Если блудный помысл пришел и ты не сразу отогнал его, то душа твоя потеряет любовь Божию и дерзновение в молитве. Если любишь власть и деньги, то никогда не познаешь любви Божией.
Если волю свою исполнил, то ты побежден врагом и уныние придет в душу твою. Если брата своего возненавидел, то, значит, отпал ты от Бога и злой дух овладел тобою.

За то страдаем мы, что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой. И Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство.

          Надо каждый день понуждать себя на добро и всеми силами стараться учиться смирению Христову. Люди не учатся смирению и за гордость свою не могут принять благодать Святого Духа, и потому страдает весь мир, а если бы люди познали Господа, какой Он милостивый, смиренный и кроткий, то за один час изменилось бы лицо всего мира и у всех была бы великая радость и любовь >>

     
  Отец Серафим (Димитрий Тяпочкин)
Архимандрит Серафим Тяпочкин    С детства Димитрий полюбил храм и часто убегал с занятий на богослужения. "На деньги, данные для обеда в школе, — вспоминает его сестра Надежда Александровна, — он покупал свечи в храме"...
...Отца Димитрия арестовывали много раз, но, допросив и предупредив, отпускали. Он был взят на учет органами ГПУ за то, что... пользовался большим авторитетом среди духовенства и верующих. . .
..."Господь отрывает Своего избранника от родины, близких, чтобы он почувствовал себя жителем Его мира. Чтобы он познал себя сыном Божьим, отдав всего себя Богу. Только в такой полной самоотдаче его объяла Любовь Христа"...
Пастырское служение о.Димитрия продолжалось и в лагере... Здесь он часто исповедовал, отпевал умерших заключенных, крестил и один раз даже венчал. Пел хор из сокамерников, которых подготовил сам батюшка. Когда истек срок десятилетнего заключения, начальник лагеря спросил о.Димитрия: — Что ты намерен делать на свободе? — Я священник, служить намерен. — Ну, если служить... тогда еще посиди. И еще дали пять лет...
В общении с батюшкой человек постепенно начинал открываться, сам снимал свою маску, потому что с ним можно было только быть, а не казаться. Он всем своим существом призывал тебя жить, быть живым и давал искру этой жизни. От него люди уходили преображенными его миром и любовью.
О. Серафим никогда не допускал ни малейшего насилия над свободой человека. Власть он понимал как служение всем и всякому, как заботу о слабейших. Он страдал за человека вместе с ним, боролся за его душу. Но свободу решения вопроса оставлял за ним, чтобы тот не остался незрелым, зависящим только от своего духовного отца.
Почему так притягивал к себе о. Серафим всех людей? Он открывал им то, что в них было сокрыто, — нетленную красоту.
О. Серафим был склонен воспитывать не словом, а жизнью своей, опытно зная, как легко произносить слова о любви, но как трудно пребывать в ней. “Его божественный голос проникал в человеческие души, — сказал однажды в проповеди о Христе батюшка, — потрясал умы и влек к Нему сердца людей. Проповедь о. Серафима была “не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы” (1 Кор. 2: 4).
“Смерть дедушки я не воспринял, — пишет внук Димитрий, — и постоянно чувствую его присутствие. Он никуда не исчез. Другие поумирали, и вроде бы их и не было никогда, а дедушка всегда со мной”.  
>>
     
  Владыка Леонид Поляков
Архимандрит Леонид Поляков    ...Владыка безбоязненно принимал к себе оклеветанных, отверженных из-за их происхождения и прошлой жизни священнослужителей и постоянно поддерживал их, всегда был доступен народу. Вспоминаю, как в дни будничных служб владыка входил в нижний храм Рижского кафедрального собора в скромном подряснике, вставал вместе с бабушками посреди храма и начинал петь с ними всю Евхаристию, иногда сам и свечу выносил. Он был немногословен, не требовал к себе внимания, не любил быть на виду, его жизнь "сокрыта со Христом в Боге" (Кол 3: 3).
Иногда владыку выдавали слезы, когда он читал святое Евангелие или говорил проповеди, особенно во время рукоположения новых пастырей для церкви. Казалось, он хотел омыть все предыдущие и последующие грехи малоподготовленных ставленников, чтобы ожило их сердце, согретое сострадающей любовью Господа, греющего и питающего Свою Церковь. Чтобы еще один делатель вышел на обильную жатву, собирая потерянные души. "Верующие бегают из храма в храм, — говорил владыка в одной из проповедей, — в поисках истинного пастыря, а священникам нечего им дать: они потеряли благоговение перед Престолом, перед жертвенником Любви Божией. Терния подавили пшеницу в их сердце, и они сами топчут робкие всходы веры в душах своих прихожан". В трудные для церкви годы владыка Леонид сумел сохранить живое предание Церкви в тайнике своего сердца".
Мало кто из современников знал, что смиренный и скромный во всем владыка Леонид по образованию был врачом-хирургом, имел степень доктора богословия и боевые награды. Он принял монашество в послевоенные годы, когда сама Пресвятая Богородица явилась ему и сказала: "Я тебе помогла, теперь ты Мне служи". ... . . .
>>
     
  Отец Таврион Батозский
Архимандрит Таврион Батозский    ...Не учительствуй до тех пор, пока сам не станешь светом. Иначе возникает взаимное раздражение. Не проповедуй, пока сам не стал светом, иначе опять-таки возникает только взаимное раздражение...
...Меня волновал вопрос о молитвенном правиле: отец Таврион советовал вместо положенных по молитвеннику утренних и вечерних молитв прочитывать главку Евангелия и главку Посланий...
...Относительно правила, то оно имеется у Вас. Приумножать его не торопитесь, а, во-первых, при всем старайтесь иметь мирность духа, то есть при успехах не успокаиваться и при неудачах не горевать. В первом и втором будем водиться хождением перед Богом. Это ценное сознание мы должны иметь всегда, чувствовать его и водиться им, то есть всегда умными очами зреть Бога.
...То, что необходимо и всегда доступно нам, то это любовь к Богу и подвиг высоконравственной личной жизни для каждого из нас, как христианина и сына Церкви. Будем в этом преуспевать.
...Похоронен в Спасо-Преображенской пустыни (Елгава), около Преображенского собора. Отпевание старца совершил архиепископ Рижский и Латвийский Леонид и сорок священников. При отпевании владыка Леонид сказал: «Он стяжал Святаго Духа и охотно делился Им с нами» . . .
>>
     
  Отец Владимир Смирнов  
«Когда вы соберетесь после предания земле моего бренного тела, отслужите литию <...> сядьте
вокруг стола, и пусть старший из вас, о. Владимир Смирнов, прочтет вам мое последнее слово, и пусть оно будет моей исповедью и задачей для вас...
        Завещаю вам, моим духовным чадам, всегда иметь перед своим духовным взором этот Златоустовский огонь, - он всегда поможет удержаться, или, если упал, — подняться на соответствующую вашим силам Христову высоту. Бойтесь только обращать в нечто привычное и будничное, прозаичное и земное Святое Евангелие и переданное нам служение ангелов . Пусть Златоустовский огонь будет вашим идеалом, вашим небом; имейте всегда перед вашим духовным взором Лествицу Иаковля. Будьте ближе, как позволят вам это ваши силы, к Неопалимой Купине... Вспомните вот о такой любви: «Господи, если за мои грехи Ты пошлешь меня в геенну, и там я не перестану любить Тебя». Эти слова, кажется, святителя Димитрия Ростовского... Всегда имейте в сознании Божественный Огонь, сошедший на землю, Божию Любовь, посетившую нас; животворящий Крест, возрождающий души наши. Пусть всегда перед вами будет знамение нашего удела на земле, нашей судьбы, уготованного нам наследия милостию Божией, — Божия Матерь. Она и есть Неопалимая Купина, к которой Господь судил нам приближаться...» . . . >>
     
 

Отец Александр Геронимус

      Наличное бытие определяется выбором человека – в соответствии с Божественной волей или в соответствии с волей диавола и ангелов его. Поэтому оно есть брань. В этой брани мало победителей – тех, кто, подобно преподобному Силуану прошли путь покаяния, смирились вплоть до самоосуждения в ад и обожились еще в этом бытии, стяжав дар Святого Духа: “...А кто познал Духа Святого и от него научился смирению, тот стал подобен своему Учителю Иисусу Христу, Сыну Божию, и похож на Него”
     Иных же, таких как мы, званных, но не постоянных в благом выборе свободной воли и поэтому оставшихся в плену своих страстей и тенетах мира сего, взаимных узах осуждения и разделения, духовная брань мучительно разделяет изнутри. О таких молится и плачет старец Силуан и все святые как о находящихся в аде. Мы действительно находимся во аде, но не так, как преподобный Силуан – в свободе смирения, но либо в похоти и сласти страстей, либо в противлении страданию, в унынии до отчаяния, как воспринявшие предощущение смерти и ада, но не смирившиеся. Плач и молитва святых облегчает обдержащий нас совне и изнутри огонь страстей и не лишает до конца нас, грешных, общения со святыми. . . .
>>

   
  Патриарх Пимен: возьми от меня бремя тяжкое греховное, и, как владычица чистая, кающагося приими меня...
19 лет продолжалось патриаршество Святейшего Пимена. В условиях тотального государственного контроля над Це
рковью он медленно, но упорно вел Церковь к ее возрождению...
Власти собирали на него досье, знали многие мелочи его жизни, распорядок дня и прочие подробности. Совет докладывал в ЦК: «В основном пребывает в своей епархиальной резиденции, живет же большую часть в Перловке... Его не раз пытались вызвать на «откровенность», однако безуспешно. Сотрудники Совета отмечали его «замкнутость» и «молчаливость» как отрицательные качества, а он знал по лагерному и военному опыту, что за каждое слово нужно будет дать ответ не только в будущей жизни, но и в этой, земной.
Главное, что он усвоил, став свидетелем удивительной жизнеспособности Церкви, так это то, что ее своеобразный организм принципиально отличается от государства. Если государство «богатеет и крепнет» в периоды мира и спокойствия, то Церковь внутренне усиливается в эпоху гонений и страданий. Как писал протопресвитер Георгий Шавельский (в 1922 году): «Когда Христос говорил своим ученикам: «Блаженны вы, когда будут вас поносить, гнать и преследовать за Меня», то Он, несомненно, имел в виду и эту особенность церковного организма. Огонь веры, религиозный дух подогреваются и возбуждаются подвигом, самоотвержением».
. . . >>
     
 

Протоиерей Александр Егоров   «Любовь никогда не перестает…»

      Каким он был? Почему, хотя прошло уже 10 лет, о.Александр и сейчас представляется очень ясно и зримо? Думаю, что в жизни он не был такой сильной личностью, которая влияет на многих людей, зажигает словом и ведет за собой. Он был тихим, очень скромным, правильнее сказать – кротким и казалось бы внешне незаметным. И только в редкие моменты – а Господь сподобил меня несколько раз прислуживать ему в алтаре – становилось понятно, какой силы душа и какое дерзновение перед Богом таились за его улыбчивой и немного застенчивой внешностью.
....«В чем был пастырский метод отца Александра? Сопереживая человеку, молясь о нем и молясь вместе с ним, он помогал своему духовному чаду открыть душу навстречу Богу, сам оставаясь при этом как бы в стороне... У отца Александра был дар сердечности, дар близкого духовного общения — когда ты вдруг понимаешь, что стоящий рядом с тобой пожилой священник неравнодушен лично к тебе, что он воспринимает твои проблемы, твою боль как свою и готов просить за тебя Бога, плакать и радоваться вместе с тобой». . . .
>>

     
 

Cвященномученик Иоанн, архиепископ Рижский и Латвийский(Поммер):
Жизнь человека во всех её мгновениях есть поистине манна небесная, дар милости Божией. И чем чище вера человека, тем более открыты его глаза на эту истину....»

      В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келье и канцелярии архиепископа Иоанна, не давший никаких результатов, а сам Владыка был увезен в губчека на очную ставку. Был вечер. В храмах начинали служить всенощную. Когда верующим стало известно, что святитель увезен в "дом, откуда не возвращаются", люди решили, что Архиепископ расстрелян вместе с другими заключенными. По неизреченной милости Божией вернувшись в храм, Владыка услышал совершаемую панихиду по "новопреставленному" архиепископу Иоанну.
        Много сил и трудов потребовало утверждение прав Латвийской Православной Церкви в государстве. Для достижения этого архиепископу Иоанну пришлось выдвинуть свою кандидатуру на выборы в Сейм. Народ поддержал своего архипастыря и неоднократно выбирал его депутатом парламента Латвии. Много унижений, оскорблений и даже побоев пришлось перенести Владыке, будучи депутатом, за свидетельство об истине, но только таким путем он смог отстоять Церковь Святую. Так был положен конец уничтожению Православия в Латвии. Владыке удалось устранить межнациональную рознь не только в Церкви: единство Церкви стало сплачивать и мирское общество. Трудами святого Владыки православные русские, латыши, украинцы, белорусы, эстонцы, немцы и люди других национальностей жили в единомыслии и любви со своим архипастырем и между собой. . . .  
>>

   
 

Совершенная любовь к Богу соединяет любящих с Богом и между собою взаимно.
Православное наследие прп. Серафима.

      Святитель Филарет, митрополит Московский, был младшим современником преподобного Серафима Саровского, при этом они никогда не встречались, мы не располагаем сведениями, приходилось ли им слышать друг о друге до судьбоносной встречи московского архипастыря с преподобным Антонием (Медведевым). Можно лишь предполагать, что саровский старец, с детства почитавший преподобного Сергия (вспомним, что родители святого устроили в Курске церковь во имя Сергия Радонежского – ту самую, со строящейся колокольни которого упал маленький Прохор, оставшись невредимым), был наслышан о Троицкой обители и ее знаменитом настоятеле.

....«Суждениям старца Паисия и старца Серафима покоряюсь, – пишет митрополит Филарет 7 января 1834 г. – Но вот слово, которое также не мимо идет: горе, имже соблазн приходит; уне и пр. Из сего не должно ли заключить, что немощь брата надобно покрывать и тихо исправлять, доколе нет соблазна многим; а когда соблазн является, то надобно или предать дело правосудию, или присоветовать брату удалиться инуды, чтоб и он меньше смущался, и меньше смущал других?.. Прекрасен совет отца Серафима – не бранить за порок, а только показывать его срам и последствия. Молитвы старца да помогут нам научиться исполнению»...  >>

 

Авва Пимен Великий
        Однажды к святому из Сирии пришли знаменитые люди, чтобы расспросить о чистоте сердца, но старец не знал греческого, а переводчика не нашлось. Заметив затруднительное положение посетителей, Пимен внезапно начал говорить по-гречески и сказал: «По природе вода – мягкая, а камень – твердый; но бурдюк, подвешенный над камнем, роняя воду каплю за каплей, проделает в камне дырку. Так обстоит дело и со словом Божиим: оно – нежно, а наше сердце – черство, но человек, который часто его слушает, открывает сердце страху Божию»....

       Если кто услышит огорчительное слово и вместо того, чтобы ответить подобным же оскорблением, преодолеет себя и промолчит, или, будучи обманутым, перенесет это и не отомстит обманщику, – то он этим положит душу свою за ближнего.

        Когда посетитель хотел побеседовать с ним о возвышенных предметах, старец хранил молчание; но если его спрашивали о страстях и о том, как исцелить душу, тогда он с радостью отвечал. Он давал собеседникам ответы, соответствующие их пониманию и их возможностям, для того чтобы побудить к успехам в добродетели. Прежде всего он советовал не давать места страстным помыслам, угождая им или пытаясь им отвечать, и утверждал, что они тем самым исчезнут сами собой:

«Мы не можем помешать им приходить, чтобы нас возмущать, но в нашей власти им сопротивляться». Он учил, что повергаться пред Богом, не оценивать самого себя и оставлять позади себя всякое собственное произволение – все это является средствами для очищения души, но главным образом благодаря самоосуждению и бодрствованию она может воздвигнуться и продвигаться к совершенству....  >>

     
  Содержание сайта